Posted 2 октября 2005,, 20:00

Published 2 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Вот такой номер

Вот такой номер

2 октября 2005, 20:00
Вчера в Москве завершился II Всемирный фестиваль циркового искусства. Несколько дней в гигантском шапито, установленном на Поклонной горе, развлекали народ и соревновались между собой артисты из Испании, Бразилии, Кении, Китая, Франции, Швейцарии, Финляндии, Канады и России. Однако накануне открытия известные цирковые

Случайно или преднамеренно, но цирковой фестиваль неожиданно оказался в центре громкого скандала. Известнейшие цирковые деятели России (Максим Никулин, Юрий Дуров, народная артистка Таисия Корнилова, директор Тверского цирка Сарват Бегбуди) отправили коллективное обращение Владимиру Путину. Артисты пожаловались президенту на отвратительную работу руководителя ФГУП «Росгосцирк» и по совместительству председателя жюри Всемирного фестиваля Мстислава Запашного.

Обвинения, выдвинутые против Запашного, весьма серьезны. В частности, артисты сообщают Владимиру Путину, что «деятельность нынешнего руководства ФГУП «Росгосцирк» последние два года была направлена исключительно на личное обогащение и удовлетворение собственных непомерных амбиций. Так, выделяемые из бюджета средства направляются на бесперспективные дорогостоящие проекты (реконструкция убыточного цирка «Радуга» в Москве, проведение никому не нужного помпезного фестиваля на Поклонной горе). При этом решения генерального директора М.М.Запашного о распределении средств определяются исключительно личной заинтересованностью... Собственные же доходы, вырученные от проведения гастролей, исчезают в неизвестном направлении, и артисты вынуждены за свой счет содержать и кормить принадлежащих «Росгосцирку» животных – львов, тигров, слонов, медведей... Мы не просим денег (их мы заработаем сами), мы просим лишь внимания и помощи, просим разобраться в ситуации и не допустить полного развала и уничтожения российского циркового искусства».

Пресс-секретарь Мстислава Запашного Майя Васюнькина пока отказывается комментировать ситуацию.

Между тем сам фестиваль прошел на самом деле помпезно, и нездоровый фон испортил настроение только его организаторам. Публика же была в восторге: подобного праздника в столице не было девять лет. Первый фестиваль прошел в 1996 году на Красной площади, и тогда Москву посетили артисты из 30 стран с полусотней номеров. В этот раз организаторы хотели удивить не только циркачами-иностранцами, но и размахом фестиваля. Правда, далеко не все из запланированного удалось реализовать. Рядом с шапито хотели установить проекционные экраны – не установили, хотели устроить парад-карнавал – не устроили, пригласили в жюри французского актера Пьера Ришара – не приехал. Впрочем, и без этих излишеств на фестивале было, кем восхититься и над чем посмеяться.

Особая интрига развернулась вокруг загадочных циркачей из Кении. В этой стране цирка нет, а тут вдруг приехали его представители. И зрители, глядя в программку фестиваля, ждали от кенийцев как минимум шаманских трюков. Надежды не оправдались. Интрига лопнула, как Пьер Ришар и парад-карнавал. Оказалось, что кенийский цирк – это всего-навсего акробаты. Причем, да простит меня вся Кения, так себе акробаты. Веселые, с дредами и в гангстерских полосатых костюмах, но подобное «шоу» (прыжки через скакалку и без нее) наши гимнасты выполняют на разминке. Еще цирка нет в Финляндии. А на фестивале эта страна все же засветилась. За финнов отдувалась девушка с хула-хупами. Как и кенийские коллеги, она на публику впечатления не произвела.

Кенийцы и финны выглядели примерно так же, как бразильский лыжник на чемпионате по зимним видам спорта. Но как и в спорте, основное внимание досталось лучшим – артистам из КНР, Испании и Италии. Пекинская группа «Миритель» показала акробатику и эквилибристику высокой сложности. Девочки и мальчики, вполне живые, но очень похожие на пластилиновых, вытворяли такие вещи, которые простому обывателю даже в страшном сне не приснятся. Мало того, что они гнутся в разные стороны, так еще и липнут друг к другу со страшной силой и выстраивают из самих себя гигантские пирамиды.

Испанец Пикассо-младший (не путать с Пикассо-вечным) продемонстрировал трюк, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Пикассо не просто виртуозно жонглировал, он делал это ртом. Несколько минут из его рта вылетали и обратно возвращались пять пинг-понговых шариков. Горячие итальянские парни из «Лос Кирос» бегали, прыгали и даже катались на велосипеде по проволоке, которую почему-то натянули прямо над головами членов жюри. Все это безобразие происходило на высоте 12 метров и без страховки. Страшно было до ужаса, а члены жюри во время этого аттракциона и вовсе отбежали подальше в целях своей же безопасности.

Что касается российских артистов, им было по силам конкурировать с зарубежными коллегами, хотя большая часть отечественных номеров специалистам уже была знакома. «Кубанские казаки» Юрия Мерденова, тигры Мстислава Запашного, жонглеры Илона и Руслан Садоевы, гимнастка Кристина Баутина, «Журавли» Вилена Головко и другие профессионалы в оценках не нуждаются, их талант уже давно признан всеми цирковыми критиками.



МНЕНИЕ

Сарват БЕКБУДИ, директор Тверского цирка, один из авторов письма Путину:

– Наше письмо – это не бойкот фестивалю, это просто совпадение. Мы не сразу написали письмо президенту. Проблема назрела не вчера, она существует давно. Сначала мы жаловались в Министерство культуры, просили разобраться. Да, они направляли комиссию, но, насколько нам известно, выводы комиссия писала чуть ли не в здании «Росгосцирка». И один независимый член комиссии категорически отказался подписываться, потому что нашел и утечку денег, и различные нарушения. Проблемы в цирке очень серьезные, но многие директора просто боялись подписываться под этим письмом, потому что их уволят завтра же. К примеру, за то, что я подписал письмо и стою в оппозиции Запашного, меня буквально неделю назад увольняли с должности директора, и только благодаря вмешательству Швыдкого я все еще возглавляю цирк.

А что касается фестиваля, то удивительно, что его проводят в то время, когда все цирки валятся, зарплаты артистам задерживают на несколько месяцев, костюмы не шьют, новые номера не ставятся, потому что на это якобы нет денег. Простите, но этот фестиваль действительно никому не нужен. Вместо того чтобы заниматься его организацией, надо было вкладывать деньги в цирки. А этот фестиваль сделан только для того, чтобы сын Запашного получил лауреатство.


СПРАВКА

Мстислав ЗАПАШНЫЙ – известный российский дрессировщик, народный артист СССР и России, лауреат Государственной премии Российской Федерации. В 1991 году назначен вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ. Член комиссии при президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства. С 1992 по 2003 год – художественный руководитель и директор Сочинского государственного цирка. В 1994–1996 годах – вице-президент «Росгорцирка». В мае 2003 года назначен генеральным директором компании «Росгосцирк» по итогам конкурса на замещение этой должности.


КСТАТИ

4 апреля 2005 года в индийском городе Мумбаи (бывший Бомбей) в результате пожара заживо сгорели животные (четыре морских льва, десять собак различных пород и семь кошек) из труппы «Росгосцирка». Труппа гастролировала по городам Индии с конца ноября 2004-го по 27 марта 2005 года. Выступления уже закончились, основная группа артистов вылетела в Москву 29 марта, однако животные, художественный руководитель шоу Яна Шевченко, директор труппы и технический персонал остались в Мумбаи. По мнению полиции и пожарных служб Мумбаи, возгорание произошло из-за короткого замыкания в электропроводке. Также индийские полицейские предположили, что терпевший убытки российский цирк бросил зверей на произвол судьбы. Однако представители «Росгосцирка» заявили, что не исключают умышленного поджога. Генеральный директор «Росгосцирка» Мстислав Запашный заявил, что о возможном поджоге ему сообщил директор гастролировавшего в Индии цирка. Мстислав Запашный отметил тогда, что для разбирательства послал в Индию целую делегацию. По словам одной из артисток труппы, здание в Мумбаи, предоставленное индийской стороной для выступлений цирка и содержания животных, было совершенно не приспособлено для этого. Как уточнял начальник департамента экономической безопасности «Росгосцирка» Василий Браташ, пожар нанес большой экономический удар по бюджету компании (например, молодой морской лев стоит не менее 6 тысяч долларов).

"