Posted 2 сентября 2014,, 20:00

Published 2 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян

Художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян

2 сентября 2014, 20:00
Перед открытием юбилейного сезона художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий ИСААКЯН побеседовал с корреспондентом «НИ» о планах предстоящего года и об амбициозных проектах будущего, а также о том, что, сохраняя общую стратегию театрального дела, надо постоянно менять тактику сущ

– Театру имени Наталии Сац исполняется 50 лет – дата рубежная. Что вам кажется важным сохранить из традиций прошлого, и какие обновления диктует сегодняшняя жизнь?

– Когда четыре сезона назад меня представляли труппе театра в качестве нового руководителя, я говорил, что мечтаю о том, чтобы театр продолжал дело, для которого был создан, – приобщение детей к вершинам музыкальной и театральной культуры. Но вот формы, в которых это происходит, нужно ежедневно переосмысливать. Театр, который в Советском Союзе собирал в зале целые классы и даже школы, октябрят и пионеров, того театра больше нет. Теперь мы прокладываем к зрителю целый сад расходящихся тропок: от Генделя для будущих мам до Штокхаузена для малышей, от опер современных композиторов до великих балетов дягилевских Русских сезонов, от «Теремка» до «Репетиции оркестра» Феллини.

– У меня как у мамы маленьких детей есть мечта: чтобы в Москве появился такой детский театральный центр, куда я могла бы приехать с малышами не только на спектакль, а на целый день. Есть ли у вас, художественного руководителя детского театра, планы на этот счет?

– В действительности, у нас так оно и получается – в театре можно с ребенком провести весь день. Особенно по выходным, когда спектакли идут один за другим и на Малой, и на Большой сцене, и в фойе театра, параллельно с занятиями Детской студии, экскурсиями и встречами с педагогами театра, и многими-многими другими событиями. Технологически нам немного не хватает удобных раздельных «общественных» и «театральных» пространств, но я очень надеюсь, что грядущая реконструкция театра поможет нам решить эту проблему. Нам очень хочется, чтоб в идеале жизнь в театре не замирала ни на секунду: с утра до позднего вечера не только за кулисами, где мы, артисты, музыканты, все люди театра и так практически живем, но и в зрительской части; чтобы мы использовали каждый метр наших пространств и каждую минуту пребывания зрителей в нашем театре для очень интенсивного общения с искусством.

– Вы не просто худрук, но и директор театра, и режиссер, которого активно приглашают ставить в других театрах. А для самого себя вы кто прежде всего? Если бы вам нужно было рассказать совсем незнакомому человеку, чем вы занимаетесь в жизни, что бы вы о себе рассказали?

– Безусловно, в первую очередь я режиссер: человек, сочиняющий миры, которых до него не было. Человек, разговаривающий со зрителем о чем-то безумно важном, сложном, болевом. Об этом я, кстати, много говорю и со своими артистами, и со своими студентами. О невероятном чуде нашей профессии: вот, пустая сцена, тишина, и вдруг только силой нашего творческого воображения она начинает заселяться, жить, звучать... И о невероятной ответственности нашего дела: если ты берешься говорить о чем-то с сотнями и тысячами зрителей, ты должен быть готов говорить с ними очень серьезно. А уж тем более – с аудиторией детей или подростков, чутко улавливающих малейшую фальшь, и остро нуждающейся в собеседнике искреннем и умном. Но в то же время – я театральный организатор, театральный деятель: я не просто сочиняю спектакли, я строю «театральные дома», в которых эти спектакли могут идти; я педагог: я воспитываю артистов, которые эти спектакли способны максимально точно воплотить.

– У вас две дочери. Они ходят в Театр Сац? Вы учитываете их мнение как «целевой аудитории», когда вам что-то нужно понять про конкретный спектакль, например, или про то, как фойе оформлено?

– Сложный вопрос. С одной стороны, я стараюсь держать своих дочек на некотором расстоянии от театра как способа жизни: мне бы хотелось, чтобы они выбирали свой путь, не копируя меня, не испытывая давления. С другой стороны, конечно, они в театре, на всех премьерах и спектаклях, соответствующих их возрасту. И я внимательно наблюдаю за ними, за их реакциями – впрочем, как наблюдаю и за всеми нашими зрителями, и юными, и старшими. Мне очень важно понимать, как и на что они реагируют с первой секунды, когда попадают в наш театр. На наше фойе, на наших педагогов, на наши спектакли. И важно все время что-то менять, улучшать. Начиная от указателей в метро и табличек в театре и до времени начала и окончания разных спектаклей. А то, что и так работает хорошо, – поддерживать и поощрять. А по поводу дочек... Вот один из моих любимых спектаклей возник практически благодаря старшей, точнее, книжке, которую мы с ней читали все детство – «Съедобные сказки» Маши Трауб. В какой-то момент мне захотелось, чтобы персонажи этих сказок вышли на сцену, и теперь у нас есть такая чудесная опера на Малой сцене театра.

– 50-летие театра – это очень большой праздник. Как будет отмечать его Театр Сац?

– Если говорить о конкретных событиях, спектаклях, то это огромное количество премьер, которые мы готовим к нашему юбилею. В прошлом сезоне мы выпустили 12 названий – немало, согласитесь. В этом должно быть примерно столько же. Но дело, конечно, не в количественных показателях. Скажем, меня больше всего занимает мюзикл «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» по роману Диккенса, который мы с дирижером Алевтиной Иоффе ставим на музыку Александра Чайковского и стихи Льва Яковлева. Мировая премьера этого мюзикла состоится в конце октября на Большой сцене театра. Это будет сложнейшая работа – и с технической точки зрения, и с точки зрения просто числа занятых в ней людей, плюс все детские роли у нас в этом мюзикле будут играть артисты-дети. Так что сейчас театру предстоит очень напряженное, но и радостное время. Но театр никогда не может думать только об одном спектакле, ведь одновременно в театре происходят десятки событий. Так, уже 1 октября, в Международный день музыки, у нас будет второй премьерный блок интерактивного спектакля «Репетиция оркестра» по мотивам знаменитого фильма Федерико Феллини. Специально на этот спектакль к нам из Италии приезжает замечательный дирижер Симоне Фермани. А параллельно мы будем готовить следующие события нашего праздничного сезона. Мы запланировали восстановить несколько легендарных спектаклей Наталии Сац – оперу «Морозко», с которой начался наш театр, и «Мадам Баттерфляй» Пуччини; и выпустить целый ворох самых разнообразных премьер в разных жанрах. Например, новый балет «Кот в сапогах» на музыку Валерии Бесединой в постановке хореографа Елены Богданович. Мы готовим ряд названий на Малой сцене театра, совместный проект с Центром имени Всеволода Мейерхольда и, я надеюсь, с фестивалем «Черешневый лес», сотрудничество с которым мы так успешно начали в прошлом сезоне.

- Что для вас самое важное в управлении театром?

- Мой замечательный учитель Владимир Акимович Курочкин часто повторял, что самое главное, чтобы в человеке никогда не исчезал ребенок. Чтобы с возрастом он не терял этого любопытства к жизни, к жажде нового. Мне кажется, это верно и для театра как живого организма. Ни один рецепт, найденный вчера, не должен становиться единственным сегодня; ни одна идея не должна становиться догмой или лозунгом; надо внимательно вслушиваться в жизнь, во время, в людей.

"