Posted 2 сентября 2013,, 20:00
Published 2 сентября 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 04:53
Updated 8 марта, 04:53
Прошлый сезон начался актерскими пикетами у Театра Гоголя – некорректное увольнение худрука театра Сергея Яшина, скоропалительное назначение Кирилла Серебренникова вызвали настоящий пожар страстей. И новому худруку пришлось потратить много энергии, а Департаменту культуры экстренные суммы денежных средств, чтобы в рекордные сроки провести ремонт театра, спонсировать обойму новых премьер и найти деньги на приглашение резидентов со стороны. Скоординированными усилиями ситуацию удалось урегулировать. Но очевидно, что приток денежных средств в одну точку означает, что недостаток финансирования будет ощутим в остальных. И на фоне активной правительственной поддержки «ГОГОЛЬ-центра», естественно, обделенными почувствовали себя остальные участники театрального поля.
Открывая сезон в «Школе современной пьесы» Иосиф Райхельгауз прямо пригрозил закрыть театр и призвать актеров выйти на улицу, если финансирование ему не будет увеличено («Почему нам из бюджета выплачивают 53 миллиона рублей в год, а театру напротив – 156? Я бы хотел прозрачности финансирования! Хотел бы узнать критерии распределения денег!»). «Новым Известиям» режиссер также объяснил, что «у нас в театре самая маленькая в Москве труппа, у нас 29 штатных артистов, из которых 17 народных и заслуженных. И исходя из всех этих мотивировок я попросил увеличить нам бюджетное финансирование, ибо театры, которые находятся с нами в одном пространстве, с тем же количеством мест в зрительном зале, с той же стоимостью места, получают ровно в 3 раза больше». Бюджет «Школы современной пьесы» в этом году составил 53 млн. рублей; средняя месячная зарплата народного артиста высшей категории – 17 тыс. Поэтому артисты вынуждены подрабатывать в антрепризах. «И когда я им говорю: «Как не стыдно?», они мне говорят: «Как тебе не стыдно платить такие зарплаты? Мы твою зарплату получаем в один вечер в антрепризе». И эти слова могут повторить многие артисты столичных театров (а для провинциальных зарплата и в 17 тыс. кажется недостижимой мечтой, там речь идет о том, как поднять своим заслуженным артистам зарплату с 5 тыс. до 7 тыс.).
Если деньги – та загадочная субстанция, которой не хватает всегда и всем, то вот с нагрузкой дело обстоит совсем иначе.
Министерство культуры разработало и ввело в жизнь новую директиву, согласно которой театры должны увеличить количество проводимых мероприятий в полтора раза с последующим ростом.
«А они в полтора раза зарплату не повышают при этом? И где для этого возможности? – возмущен новым начинанием Минкульта режиссер Театра у Никитских ворот Марк Розовский. – Пусть при этом увеличат в полтора раза инфраструктуру: количество касс, площадок, – давайте решать все комплексно. Мы не против играть больше, но количественный принцип возводить как главенствующий – это в принципе неверно. Конечно, некоторые артисты недорабатывают, это бывает, и довольно часто. Но это же не фабрика по производству кирпича, мы должны давать художественный продукт!
У нас недавно в театре Департамент культуры проводил ревизию, выяснилось, что средний заработок артиста нашего театра на 30% меньше, чем средний заработок москвича. Давайте всем чиновникам на 30% понизим зарплату, что они скажут? Пусть придут хоть раз в театр, они же в театре не были. И только после этого пусть выдают свои идеи».
На единодушное возмущенное восклицание театральной общественности – значит ли это увеличение количества премьер (где бы взять деньги, чтобы выпустить заявленные?) – чиновники ответили, что речь идет об увеличении показа спектаклей, стоящих в афише, а также разного рода других культурных мероприятий – встреч со зрителями, концертов, благотворительных акций…
Если законодательная инициатива министерства направлена на то, чтобы подстегнуть лентяев, редко показывающих свои спектакли и еще реже выпускающих новые постановки, – то она бьет мимо цели. Скажем, театр N играет в месяц 7 спектаклей, а значит, по новым правилам он должен сыграть 11.
А, скажем, театр NN играет в месяц 25 спектаклей – ему придется играть аж почти сорок. К тому же бывают постановки минут на сорок, их можно и несколько раз в день сыграть. А бывают и девятичасовые, как быть в этом случае? Существует понятие «чёсовый» спектакль, который можно играть и в хвост и в гриву (декорации легко разбираются и собираются, занятых актеров – минимум, длительность не превышает двух часов). А есть многофигурные, зрелищные постановки, требующие не меньше суток на один монтаж декораций.
То есть постановление, преследующее благую цель увеличить количество спектаклей в свободном зрительском доступе, на деле способствует росту постановок «облегченного» качества – «числом поболее, ценою подешевле». Либо стимулирует воспроизводство прямых полуфабрикатов – читок вместо спектаклей, концертное исполнение вместо полноценной премьеры, встреч со зрителями вместо премьер. Заставлять театры отчитываться по мероприятиям, а не по премьерам – это примерно то же самое, что проверять Аэрофлот не по количеству свершенных полетов, а по экскурсиям, проводимым стюардессами по летному полю…
Желание министерства сделать как лучше вполне понятно. Но методы, прямо скажем, никуда не годные. Хочется, чтобы театры поскребли по сусекам и увеличили свою нагрузку, – надо ли размахивать кнутом-постановлением? Не лучше ли поманить пряником – премиями и льготами? Морковка – она всегда эффективнее кнута. Вот пообещал Валерий Гергиев довести количество спектаклей Мариинки в год до 1000. Прекрасно! Поддержать стахановца рублем и поощрением. Но вводить по всей России цифру 1000 – вряд ли разумно, поскольку многих потом не досчитаемся.
Помимо общих проблем каждый театр имеет свои «болячки» – благоприобретенные и застарелые. О том, что тревожит два самых на сегодняшний день проблемных театра столицы, корреспонденты «НИ» расспросили представителей Театра имени Станиславского и Таганки.