Posted 2 сентября 2013,, 20:00

Published 2 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:53

Updated 8 марта, 04:53

Шедевры «великого Карла»

Шедевры «великого Карла»

2 сентября 2013, 20:00
В Михайловском дворце Русского музея демонстрируются десять неизвестных полотен Карла Брюллова, за редким исключением нигде ранее не экспонировавшихся и возникших «из небытия» неожиданно даже для исследователей творчества художника. Часть этих работ имела прежде в каталогах пометку «местонахождение неизвестно», другая

Три полотна остались, увы, за рамками экспозиции. Так, копия с картины Рембрандта «Похищение Ганимеда» на данный момент не до конца атрибутирована; запрестольный образ для домового храма графа Н. В. Адлерберга «Христос во гробе» (1845–1846) находится в хранилище Русского музея, но выставлять ее пока запрещено: в 2010 году картина была признана контрабандой. «Портрет детей графа Льва Петровича Витгенштейна с няней-итальянкой» (1832) принадлежит семье из Баварии и украшает бильярдную замка Гогенлоэ-Шиллингсфюрст. Размер холста столь велик (146,5х188,7), что его транспортировка в Санкт-Петербург потребовала бы немалых расходов.

Представленные на выставке произведения относятся к разным периодам творчества Брюллова. Наиболее ранней работой является «Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом», датированный 1824 годом. Об этой картине в записках старшего сына княгини Екатерины Петровны – живописца и вице-президента Императорской академии художеств (1859–1872) Григория Гагарина можно прочесть следующие строки: «В эпоху нашего знакомства Брюллов написал много прекрасных портретов, из которых наиболее замечательны: портрет моей матери с тремя меньшими братьями…»

Семейная реликвия семьи Брюлловых «Портрет аббата» – из созданий последних лет (после середины 1840 годов). В своей прежней «жизни» холст неоднократно принимал участие в масштабных выставочных проектах. В том числе в экспозиции «Картины и редкие произведения, принадлежащие членам императорского дома и частным лицам» (Санкт-Петербург, 1861) и в организованной в 1905 году Сергеем Дягилевым грандиозной Историко-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце. В начале прошлого века «Портрет аббата», висящий на стене, попал в объектив фотоаппарата, запечатлевшего гостей, собравшихся на квартире ближайших потомков брата Карла Павловича – художника и архитектора Александра Брюллова.

«Портрет великой княгини Елены Павловны». 1828 г.

Романтическим отношениям, обернувшимся впоследствии для «великого Карла» жизненной драмой, обязан своим появлением на свет «Портрет молодой женщины у фортепиано» (1838).

«Я в жизни не видал да и не увижу такой красавицы», – восторженно отозвался Тарас Шевченко о невесте друга Эмилии Тимм. «Голос у нее… такой сладкий, чарующий, – вторит поэту Александр Брюллов, – что я слушал и сам себе не верил, что я слушаю пение существа смертного, земного, а не какой-нибудь воздушной феи».

Дочь рижского губернатора Фридриха Вильгельма Тимма Эмилия приехала в Санкт-Петербург к брату, вольнослушателю Академии художеств (в будущем – живописцу и графику) Василию Тимму. Весной 1938 года пути 17-летней красавицы и 38-летнего Брюллова пересеклись, и уже 27 января 1839 года они обвенчались. Но счастье было недолгим: брак продлился 41 день и закончился шумным скандалом, серьезно подорвавшим здоровье художника. Новоиспеченная супруга, прихватив бриллианты, тайно покинула семейный дом уже в начале марта, а Брюллов, вынужденный объясняться с церковными и светскими властями, объявил Эмилию виновной в добрачном инцесте…

Среди других выставленных работ – «Взятие пророка Илии на небо» (1847), «Портрет Великой княгини Елены Павловны» (1828–апрель 1829), «Месса в соборе Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX», два автопортрета (начала 1830-х и 1849 гг.)

"