Posted 2 сентября 2008,, 20:00

Published 2 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:47

Updated 8 марта, 07:47

Пейзажный конструктор

Пейзажный конструктор

2 сентября 2008, 20:00
Начало музейно-выставочного сезона Третьяковская галерея открыла вчера экспозицией Федора Матвеева «Путешествие по Италии». Буквально через неделю Москву ждет целый шквал вернисажей современного искусства. Пока же – профилактическая инъекция классики: картины XVIII–XIX веков от основателя русской пейзажной школы. Треть

Биография Федора Матвеева обычно умещается в один абзац любого учебника. Сын солдата, еще ребенком в 1764 году отданный в только-только открытую Академию художеств. Один из первых выпускников по классу пейзажной живописи, он в 1779 году, как бы сейчас сказали, отправился на стажировку в Италию. Именно в Италии расцвел его талант – Матвеев стал активным поборником классицизма («идеального образа природы, неподвластного времени»). В Риме, Неаполе и на Сицилии он создавал пейзажи с древними руинами под кронами могучих деревьев, за счет чего снискал всеевропейскую славу. Большая часть матвеевских картин через русских коллекционеров добралась до Родины, но сам художник так и скончался в стране своего вдохновения.

Перед нами как будто счастливая жизнь художника, которому уготована всенародная любовь и почтение на уровне Карла Брюллова (последний, как известно, тоже обрел себя в Италии, по части исторической живописи). Между тем Матвеев оказался в забвении еще будучи живым и работающим мастером. Вплоть до сегодняшнего дня не было ни одной его выставки. В биографии, как и в картинах художника, слишком много противоречий и странностей. Да, конечно, Матвеев считается основателем русской пейзажной школы. Однако все его пейзажи – умозрительно-итальянские. И после отбытия в командировку на Родину он так и не вернулся. Просрочив пенсионерский срок (три года), он решил остаться в Риме, залез в долги. Периодически возникавшее у него желание вернуться в Академию гасилось резкими отказами петербургского начальства выдать нужные суммы. Да, конечно, Матвеев приобрел европейскую славу. Однако слава эта разносилась главным образом среди русских путешественников и коллекционеров. Неудивительно, что все картины, в конце концов, прибыли на Родину.

Наконец, последнее – уровень живописи. Да, конечно, пейзажи Матвеева – классика начала XIX века. Для своего времени это был, что называется, мировой мейнстрим: модно, продвинуто, гламурно. И нынче, по мнению руководства ГТГ, виды Колизея, Лаго Маджоре или пейзажа с Везувием способны «успокоить душу». Для отпускников, еще только адаптирующихся к городской суете, подобная выставка – бальзам на сердце. Однако, скажем прямо, во многих вещах Федор Матвеев невероятно салонен, приторен и, на сегодняшний вкус, явно декоративен (в будуаре такой живописи – цены нет, но не дальше него).

К огромной чести устроителей выставки они не пытались вознести Матвеева на недосягаемый пьедестал гения. Они больше позаботились о зрителе. Поэтому вокруг картин устроен настоящий фестиваль – индивидуальные экскурсии (например, «Эстетика руин»), вечера, даже викторина с призом в виде путешествия в Италию. Однако самое большое открытие – компьютерная игра по мотивам матвеевских произведений. Кураторы выставки угадали очень современную черту классицистских пейзажей – они, мало того, что виртуальны (писались не с натуры, а по наитию и по памяти), но еще и интерактивны. То есть один элемент можно взять из одной картины (допустим, античный храм). Другой – озеро или облака – из второй. А путников на фоне гор – и вовсе из третьей. Все это хозяйство на экране отлично складывается в новый пейзаж. Стоило потерпеть два столетия, чтобы компьютерные потомки оценили твои творения по достоинству.

"