Рус
Eng
Медленные, но верные

Медленные, но верные

3 августа 2015, 00:00
Культура
АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ
Однодневный фестиваль Red Park в парке на Красной Пресне представил звезд актуальной электроники, альтернативного рока и корифеев забытого стиля «шугейз» двадцатилетней давности.

Август – традиционно «мертвый» сезон. Однако последний месяц лета в этом году открылся ярко – фестивалем Red Park в парке за Экспоцентром. Это место все упорнее обживается всяческими фестивалями еды, питья, спорта и прочих забав. Этот пресненский парк всегда находился как-то на отшибе московской жизни – от метро далеко, – но несколько лет назад, видимо, из-за открытия станции метро «Выставочная» и благоустройства территории жизнь там забурлила.

Хедлайнер прошедшего фестиваля Red Park – Крис Кларк, выступающий под псевдонимом Clark. Артист культовой и многоуважаемой фирмы Warp Records (откуда Афекс Твин и прочие продвинутые электронщики 90-х), Кларк играет хитро завернутую электронику на стыке нескольких стилей. Он сам, в общем, субстиль. Который довольно приятно слушать: цепкие мелодии – что для данного жанра совсем необязательно – паттерны и качающий ритм.

Вторая приманка на Пресне – сольный проект музыканта группы Arcade Fire. Клавишник, гитарист и вокалист Уилл Батлер – брат Вина Батлера, фронтмена этой канадской группы, обладателей «Грэмми» и чуть ли вообще не главной рок-группы мира. Год с небольшим назад обозреватель «НИ» попал на концерт Arcade Fire в городе Дрезден, который тоже проходил в парке. И перед Arcade Fire играл тоже сольный проект музыканта этой группы – скрипача Оуэна Паллета. В общем, я понял: многолюдный и эклектичный Arcade Fire периодически отщепляет от себя сольный проект. Паллет – кроссовер-классика (он даже диск на Deutsche Grammophon выпустил), Уилл Батлер – более роковый и «восьмидесятнический», но довольно оригинальный. Начать хотя бы с состава – в Москве группа Уилла предстала в виде него самого за клавишами/гитарой, двумя бек-вокалистками и барабанщиком, который играл без бочки и стоя. В дискографии Уилла Батлера – один сольный альбом – Policy, вышедший в этом году. Народ, пресловутые «хипстеры», явно знал все песни. Но Батлер удивил не только своим артистизмом и страстной игрой/пением, но еще и тем, что в середине концерта зачитал по бумажке стихотворение Арсения Тарковского «Первые свидания» («...как сумасшедший с бритвою в руке»). По-русски. Почти нигде не ошибившись в ударении.

После Батлера поставили тех, кто для обозревателя «НИ» – настоящий хедлайнер. Это английская группа Slowdive, чье название что-то скажет только тем, кто помнит альтернативный рок 1990-х. Slowdive – представители такого специфического стиля гитарной музыки, который издевательски назывался «шугейз», shoegaze – то есть рассматривание ботинок. Музыканты этого стиля рубежа 1980–1990 годов играли монотонно-гипнотически, пели мало и действительно смотрели в пол. Интересно, что несколько главных групп стиля, Lush, Ride и еще кого-то показывали тогда даже по телевидению; My Bloody Valentine мелькали в спецпрограммах на радио (кажется, у АК Троицкого), пираты продавали кассеты всей этой компании. Но вот не сказать, чтобы у нас это прижилось. А каких-то крупных гастролей «шугейзеров», по-моему, вообще не было. То есть Slowdive – шугейзеры первого ряда и сорта, которые за эти четверть века успели распасться и снова собраться, закрыли лакуну. Они прекрасно играют свои медленные атмосферные песни, построенные на скудной мелодии с наращением. И нет, в пол они не пялятся. И совершенно не производят впечатления нафталиновой команды. Между прочим, публика вполне студенческого вида и возраста раскачивалась и пританцовывала, как под шаманский бубен.

Собственно, шаманство это и было.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter