Posted 2 августа 2011,, 20:00

Published 2 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:15

Updated 8 марта, 06:15

Сельский креатив

Сельский креатив

2 августа 2011, 20:00
Фестиваль «Архстояние», прошедший в минувшие выходные в деревне Николо-Ленивец, доказал невероятную тягу людей искусства к природе. Он побил рекорд по количеству зрителей и размаху. Теперь в Калужской области появился ландшафтный парк, равного которого нет не только в России, но и в мире.

Размах нынешнего смотра стал уже пугать его организаторов. «Та же Тверская, только люди полуголые» – так один из гостей прокомментировал сельскую дорогу, ведущую к реке Угра. Действительно, на иных тропинках появлялись пробки. По очень приблизительным подсчетам, до деревни Николо-Ленивец доехали более 6 тыс. человек. И большинство осталось на ночь, предвкушая большую программу из музыки и перфомансов. Тут, в двухстах км от Москвы, стало ясно, насколько публика истосковалась по новым арт-формам на природе, по такому неведомому нам явлению, как лэнд-арт, и по полноценному фестивалю архитектуры.

«Николо-ленивецкие промыслы» давно уже вписаны в историю современного искусства. Их основал художник Николай Полисский, купивший дом на берегу Угры и открывший местным жителям перспективное занятие. Они занялись возведением арт-объектов и инсталляций из дерева. Затем уже стали ездить по смотрам и выставкам. Доехали даже до Венецианской биеннале (как считает сам Полисский, его главным достижением в Венеции, стало катание восьми крестьян на гондолах).

То, чем занимается Николай Полисский со своей артелью, можно описать и как лэнд-арт (искусство в ландшафте), и как некую прото-архитектуру. Лучшим произведением сам художник считает пейзажи природного заповедника. А все артистические объекты – будь то аллея из столбов с сидящими на них птицами («Границы империи»), плетеная башня на берегу («Маяк») или зиккураты из огромных брикетов сена – должны не противостоять природе, а дополнять ее, одухотворять и поэтизировать. Впрочем, помимо умиления иные вещи (например, огнедышащая «Жар-птица») внушают и первобытный трепет. Так или иначе к затее «подтянулись» друзья-архитекторы. В окрестностях появились деревянные творения Кирилла Асса, Юрия Григоряна, Юрия Аввакумова. Одно из самых эффектных строений – «Ротонда» Александра Бродского на гречишном поле – и вовсе может быть причислена к новейшим памятникам архитектуры.

Николо-Ленивец постепенно превратился в центр альтернативной архитектуры: если в Москве действовали по шаблонам и панелям, здесь вдохновлялись природой, если в столице – бетон и искусственный мрамор, здесь – овеянное традицией дерево. Противопоставления можно продолжать бесконечно (как и вечный спор между городом и деревней), но факт остается фактом – в Калужской области сложился современный архитектурный парк, аналогов которому в России просто нет.

В нынешнем году после пяти лет «разгона» «Архстояние» вышло на новые орбиты. В архитектурной части вместо приглашенных звезд возник конкурс. Тему определили сильно заранее – «Сарай»: архитекторы, художники и объединения могли предложить свой вариант этого «базового прототипа архитектуры». Лучшие из проектов получили путевку на поля и леса Николо-Ленивца.

Если говорить о зрительском рейтинге новых объектов, то самым запоминающимся оказались «Гнезда света» группы «АБ Панаком» (эдакие фонари на стволах деревьях, подсвеченные в ночное время). К «сараю» они имеют слишком уж косвенное отношение. Остальные сараи оказались менее эффектными, Что, собственно, не удивительно, ведь, кроме стен и крыши, эта хозяйственная постройка не предполагает украшений. Впрочем, арт-группа Mississippi украсила свой «Сарай сараев» силуэтами людей, деревьев, кустов, словно бы выжженных на стенах солнцем.

Однако главное достижение этого года – масштабная музыкальная программа. И самым интересным в череде перфомансов и концертов оказалось выступление оркестра «Персимфанс» с произведениями композиторов от Вагнера и Шуберта до минималистов ХХ века, написанных под влиянием природных явлений. В этом плане самым созвучным фестивалю был опус американца Стива Райха 1936 года. Называется он «Музыка для кусков дерева» и исполняется пятью музыкантами, стучащими по пяти деревянным брускам. По силе воздействия в лесу это энергичное перестукивание кажется круче Вагнера.

"