Posted 2 августа 2010,, 20:00

Published 2 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Москва прабабушек

2 августа 2010, 20:00
Проходящий в московском кинотеатре «Художественный» музыкальный кинофестиваль «Москва-Тулуза» стал одним из важных событий Года русско-французской дружбы. Открылся он отреставрированной комедией «Папиросница от Моссельпрома». Несмотря на то что фильм был снят в 1924 году, он смотрелся вполне современно.

Французы начали фестиваль с подарка нашим киноманам, показав отреставрированную первую русскую бытовую комедию «Папиросница от Моссельпрома». Раритетная лента, снятая Юрием Желябужским в 1924 году на студии «Межрабпом», была обнаружена в Тулузе. Некогда в бывшей столице Лангедока жил киноман Реймонд Бордо, который и начал собирать тулузскую синематеку – частный «Госфильмофонд», ныне насчитывающий 37 тысяч картин и полмиллиона фотографий к ним. Сам Бордо уже покинул этот мир, но дело его живет и побеждает.

Синематека путешествует по Европе, показывая старые культовые ленты, и наконец добралась и до нас. Открыли фестиваль русской лентой из уважения к нашему кино, которое, как известно, в двадцатые переживало время подъема. Директор синематеки Наташа Лоран прилетела в Москву на четыре дня, и на открытии вспоминала свое московское студенчество, когда она часто ходила в «Художественный», и благодарила киноманов, пришедших в зал в такую жару.

Тулузские миссионеры не только отреставрировали старую ленту, но и попросили озвучить ее вживую двух музыкантов из Тулузы – Давида Лафевра и Шарлотту Кастелла. Инструментами – фортепьяно, контрабасом, виолончелью и гитарой – поделилась Московская консерватория. Музыканты подошли к делу всерьез. Публика устроила овацию Давиду, когда он с сильным французским акцентом озвучил песню любви, исполняемую на экране Игорем Ильинским. Картина продолжительностью час сорок минут под живой аккомпанемент французов удивляла своей актуальностью – словно сегодня снята. Знакомый тип сытого лощеного американца словно списан с москвича времен нулевых. Гонящие халтуру для американских заказчиков русские кино-магнаты также вполне узнаваемы. А уж красивые большеглазые девушки, мучимые выбором между любовью и деньгами, – героини практически всех наших популярных телесериалов.

Лица и типы за 80 лет истории кино не слишком изменились, а вот пейзаж за окном – абсолютно неузнаваем. Виды старой Москвы середины 20-х сегодня можно увидеть разве что на русских лентах немого кино, сохраненных французскими киноманами…

С отъездом Наташи Лоран на историческую родину фестиваль без объявлений перешел на новый режим: просмотры из большого зада перенесли в малый, и в результате объявленный бесплатный вход стал затруднительным. Отдавать «за бесплатно» большой зал хозяева «Художественного» посчитали невыгодным. Обманутые в ожиданиях старушки-синефилки робко негодовали у входа. В зал попадали лишь те, кто приходил в «Художественный» за час до сеанса, вставал в очередь у кассы и за полчаса до начала получал желанный бесплатный билетик.

Самые стойкие зрители смогли полюбоваться игрой знаменитого французского актера Ремю (Жюля Огюста Мюрера), сыгравшего в культовых «Брайтонских близнецах» сразу несколько ролей. Картина Клода Эйманна была снята в 1924 году и являет собой великолепный образчик синтеза американского «бурлеска» и британского «нонсенса». Роскошный дуэт Катрин Денев и Даниэля Отея в двухчасовой ленте Андре Тишине «Мое любимое время года» был снят на фоне Франции сегодняшних дней. Увы, старания французских кинодеятелей и музыкантов ввиду ограниченности помещения смогли у нас оценить всего с полсотни синефилов…

А в большом зале «Художественного» меж тем шли кассовые фильмы, дающие гарантированную прибыль. Ту самую прибыль, которую тулузской синематеке запрещено получать ее уставом.

"