Posted 3 августа 2009,, 09:04

Published 3 августа 2009,, 09:04

Modified 8 марта, 07:24

Updated 8 марта, 07:24

Легендарный Пан Зюзя умер от тяжелой болезни

Легендарный Пан Зюзя умер от тяжелой болезни

3 августа 2009, 09:04
Легендарный Пан Зюзя умер от тяжелой болезни

Минувшей ночью на 77-м году жизни скончался известный советский и российский актер Зиновий Высоковский, прославившийся ролью Пана Зюзи в легендарном «Кабачке 13 стульев», сообщает «Life.Ru».

Народный артист России скончался в Боткинской больнице. Зиновия Моисеевича доставили в клинику в тяжелом состоянии. Ему срочно требовался гемодиализ, однако усилия врачей оказались тщетными.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования в связи с кончиной народного артиста России Зиновия Высоковского. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.

Зиновий Высоковский работал в театре, снимался в кино и на телевидении, он известен как пан Зюзя в легендарном «Кабачке 13 стульев». На эстраде он стал мастером разговорного жанра. Свои монологи Высоковский зачастую писал сам.

Высоковский родился в Таганроге, где с золотой медалью окончил школу имени Чехова. В 1956 году получил диплом инженера в Таганрогском радиотехническом институте, после чего приехал в Москву и поступил в Театральное училище имени Щукина (курс Этуша). Окончил его в 1962 году.

Зиновий Высоковский выступал на сценах Театра миниатюр и Театра сатиры. Последний покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова. Как признавался сам актер, его огорчала политика руководства Театра сатиры, а также взаимная нелюбовь с Валентином Плучеком. После этого Высоковский целиком ушел на эстраду, а в последние годы выступал на сцене Театра Антона Чехова.

Зиновий Высоковский — острохарактерный актер. Телезрителям он больше известен как пан Зюзя из телекабачка «13 стульев». Многие фразы и выражения из монологов Зиновия Высоковского стали крылатыми. Вот что говорил об этом сам Зиновий Моисеевич: «“Кабачок” был моим миром и моей стихией. Я сам написал себе вступительный монолог и придумал имя — Пан Зюзя. Это славное имя появилось из двух источников. Первый: в моем родном сине-зеленом Таганроге в юности я дружил с представителями прекрасного народа — ассирийцами. Самое актуальное сейчас слово “деньги” — по-ассирийски “зузи”. Ну, а второй источник... Думаю, вы понимаете: во все времена нашему народу слово “зюзя” говорило о многом.

Что еще вспоминается в связи с моим первым появлением в “Кабачке”? Моя жена Люба, когда была мною недовольна, всегда грустно говорила: “Ничего не поделаешь — из хама пана не сделаешь!” И вот вся семья у телевизора... На экране появляюсь я, ведущий объявляет: “Пан Зюзя! Родился талантливым человеком, но в роддоме его подменили”. Я кричу: “Смотри, Любаня, видишь, и хам, и пан!.. Кабачок “13 стульев” шел с 1966 по 1980 год. Начальство нас не любило. По правде говоря, нас любили только народ и немножко — супруга Леонида Ильича Брежнева. А руководитель Центрального телевидения — всесильный Лапин — искал случай, чтоб нас закрыть. Как-то под Новый год он объявил, что новогоднего “Кабачка” не будет и вообще “Кабачка” не будет. На приеме в Кремле к нему подошел Леонид Ильич и говорит: “Слушай, Лапин, тут моя супруга спрашивает, когда будет “Кабачок”?” — “3 января”, — тут же нашелся Лапин. И нас всех доставали с гастролей, с отдыха, с чего хочешь, и 3 января “Кабачок” состоялся. А в 80-м уже и Леонид Ильич не помог, и “Кабачок” прикрыли. Кто это сделал, неизвестно до сих пор. Родина или не знает, или не выдает своих “героев”. Кстати, по одной из версий причина закрытия была “польской”. Это ерунда! Мы свои первые звания получили не от СССР, а от Польши — “Заслуженные деятели для культуры польской”.»

В кино наиболее значительны работы Высоковского в фильмах «Живые и мертвые» (Миша) и «Ревизор» (Почтмейстер). Кроме того, Высоковский снялся в фильмах: «Друзья и годы» (1965), «Еще раз про любовь» (1968), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1974), «Маленькие комедии большого дома» (1975), «Алиса в Зазеркалье» (1982), «Парк советского периода» (2006).

Наряду с работой в театре, съемками в кино и на телевидении Зиновий Высоковский вышел на эстраду и стал мастером разговорного жанра. Классикой на эстраде стали его «телефонные монологи» из вытрезвителя — разговор подгулявшего интеллигента со своей женой Люльком (автор Владимир Тихвинский), монологи знаменитого «зайцеведа», монолог ироничного, мудрого Аптекаря с одесским говорком из спектакля Театра сатиры «Интервенция» Льва Славина, обретший на эстраде самостоятельную жизнь и менявшийся в зависимости от ситуации, в которой Аптекарь оказывался (тексты монологов писал сам актер).

Самый разный спектр человеческих слабостей отражен во всех этих монологах — и самоуверенность, и заискивание перед сильными мира сего, лицемерие и др. Но жизнь многообразна, и артист показывал всю гамму человеческих чувств мягко, чуть пародийно, находя живые слова, говорящие о смешном, нелепом, грустном, печальном в жизни людей. Все это сделало Зиновия Высоковского всенародным любимцем, известность которого умножило телевидение и передача «Кабачок», и концерты ко Дню милиции, где непременным участником был Зиновий Высоковский в образе Аптекаря. Наверное, наилучшим образом о биографии Высоковского сказал Анатолий Папанов: «Зиновий Высоковский родился в Таганроге... Для юмориста — это уже большая удача! Но на этом он не остановился и там же, в Таганроге, окончил школу имени Чехова с золотой медалью... Для артиста — это большая редкость, но и на этом не остановился и там же, в Таганроге, окончил с отличием Радиотехнический институт... И для юмориста, и для артиста этого вполне достаточно, но он и на этом не остановился и закончил опять же с отличием, уже в Москве, Театральный институт... Для инженера — это больше чем достаточно».

"