Posted 2 июля 2013,, 20:00

Published 2 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Ускользающий андеграунд

Ускользающий андеграунд

2 июля 2013, 20:00
В Особняке Румянцева открыта экспозиция «Ленинградская коллекция», в рамках которой объемно и достаточно полно представлено ленинградское неофициальное искусство второй половины прошлого столетия. Кроме работ художников ленинградского андеграунда, громко заявивших о себе на первых выставках советских неформалов, в ретр

Цикл «Ленинградская коллекция» существует в выставочной практике Музея истории Петербурга не первый год. В основе нынешней экспозиции около трех сотен работ из знаменитого в свое время частного собрания ученого-физика Анатолия Сидорова и его супруги Галины Волковой. Многие произведения выставлены на широкое обозрение впервые, отдельный зал знакомит с картинами художников-нонконформистов, хранящимися в фондах самого музея. «Музейных» работ всего двадцать, и подобное количественное соотношение частного и государственного собраний в случае с андеграундом вполне показательно, хотя Музей истории Петербурга – один из первых в череде государственных музеев, где стали заниматься комплектованием подобного рода искусства.

Любопытно композиционное решение экспозиции: плотная «шпалерная» развеска картин – один в один, как это бывало на знаменитых «квартирных выставках» 1960—1980-х годов. Дополнительный «штрих» и «аромат» привносит подборка фотографий Геннадия Приходько – ленинградского фотографа, запечатлевшего все более-менее известные «квартирники» и получившего впоследствии официальное право на съемку «газаневских» выставок. Впрочем, помимо выполнения возложенных на него «светописных» функций, Приходько и сам являлся ярчайшей фигурой «газаневской культуры».

Ленинград 1960—1970-х годов вмещал в себя множество художественных школ и объединений: «круги» Александра Арефьева и Павла Кондратьева, школы Владимира Стерлигова и Олега Сидлина, группа Михаила Шемякина «Ленинград»… Но главным были подчас не художественные «изыски», а предельно эмоционально выраженные протестные политические настроения, собственное видение явлений окружающей жизни.

Рихард Васми. «Натюрморт с чайником». 1995 г.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Показательны строки Арефьева – художника, отображавшего современную ему жизнь жестко, непривлекательно: «Среди наших ребят не было формалистов – это значит: мы не шли изнутри себя живописным умением, создавая этим свой мир… Всегда на первом месте стояло наблюдённое, и после делался эквивалент ему красками… Всегда старались для этого выбрать такой объект наблюдения, который уже сам по себе приводит в определенный тонус необычностью видения ускользающего объекта: в окно, в замочную скважину, в публичный сортир, в морг».

Хронологически экспозиция простирается с конца 1940-х («арефьевский круг») до начала 2000-х годов. Даже беглая мысленная «пробежка» по меняющимся политическим ориентирам и реалиям «охваченного» шестидесятилетия, куда вошли послевоенная разруха, и период «оттепели», и глубокий «застой», и все вехи Перестройки, говорит о многом. А многоцветье и «многоголосье» густо «натыканных» друг на друга работ позволяют увидеть бытовое и социальное с позиций вовсе не бытовых и скорее космополитических. Как и произвольно «вырванные» из контекста означенного времени посмертные судьбы участников ретроспективы, того же Александра Арефьева. Он умер в 1978 году в Париже, но прах его был подхоронен в 1990-м в могилу его близкого друга поэта Роальда Мандельштама на Красненьком кладбище Петербурга, ставшем в дальнейшем последним пристанищем для еще одного члена «Ордена нищенствующих живописцев» – художника Рихарда Васми.

"