Posted 2 июня 2015,, 21:00

Published 2 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:48

Updated 8 марта, 03:48

В ритме поп

В ритме поп

2 июня 2015, 21:00
Под занавес фестиваля «Мода и стиль в фотографии» в ММАМ открылась выставка «На свету» знаменитого американского мастера Херба Ритца. Это идеальная экспозиция кадров, которые еще лет десять назад разлетались по всем глянцевым журналам. Здесь есть звезды музыки и кино, супермодели, много обнаженных тел и даже опасная в

Если следовать нехитрой биографии фотохудожника, все ему давалось легко и просто: восторженные репортеры любят рассказывать, как сын состоятельных мебельщиков с ранних лет вращался среди бомонда, как играючи сделал снимки Джона Войта, которые немедленно опубликовал влиятельный еженедельник, как на заправке «познакомился» с Ричардом Гиром (знаменитый кадр прилагается) и поспособствовал его карьере, как Мадонна уговорила снять для нее видеоклип (а потом пошло-поехало с другими видео), как его обожают модели и их агенты... В общем, господин Ритц – типичный продукт эпохи, когда глянцевая картинка предполагала такую же глянцевую историю, когда все молоды и счастливы, когда мышцы налиты долларами, инвестированными в индустрию моды, когда – о, ужас – мужское тело стало продаваться так же, как и женское. На дворе, как вы, наверное, уже догадались, 1980-е и 1990-е.

Скорее всего, Херб Ритц предполагал, что многие его кадры станут знаковыми в галерее голливудской славы (от Тейлор до Мадонны). Для этого у него всегда хватало воображения, остроумия и мастерства. Черно-белым снимком с правильным распределением света и тени он овладел в совершенстве. Правда, если судить по нынешней ретроспективе, Ритца все время заносило от острой психологической экспрессии («Джокер» с Николсоном) к чистой эротике. Он был очень увлечен метаморфозами женского и мужского тела. Но для того чтобы приблизиться к полноценному образу – то есть к настоящему искусству, – ему не хватало смелости художника. Всегда побеждал делец (не случайно же он не без энтузиазма закончил престижный экономический факультет). У него никогда не было того садомазохистского комплекса, который преображал женские модели у Хельмута Ньютона или мужские у Мэплторпа. Ему просто нравились женская плавность линий и – будем откровенны – напряженные мужские торсы и задницы (один из самых цитируемых снимков в соцсетях). Собственно, на этом – на любовании плотью – и строятся все самые парадоксальные фотографии мэтра.

Херб Ритц. Водопад IV. Голливуд. 1988 г.

И в связи с этим последним фестивальным залпом стоит сказать пару общих слов о смотре «Мода и стиль в фотографии». Этот актуальный фестиваль возник на волне немыслимого взлета глянцевых журналов со звездами и моделями. Казалось, именно там и происходит все самое интересное в фотоискусстве. Теперь уже понятно, что и глянец, и модная съемка исчерпали свои лимиты. Наверное, еще остался десяток гламурных фотографов из 1990-х, которых пока не почтили в Москве отдельной ретроспективой (в этом году так и не удалось, например, привезти Лашапеля). Но пора уже присмотреться к иным сферам, где фотография ближе и к жизни, и к искусству.

"