Рус
Eng
Поздний Моне

Поздний Моне

3 июня 2014, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Эрмитаже проходит выставка «Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера», на которой представлены работы французского импрессиониста, относящиеся к последнему и самому продолжительному по времени периоду его творчества. Это «Руанский собор. Западный портал и башня Альбана. Утренний эффект», «Кувшинки» и «Японский мостик

Картины прибыли в Зимний дворец из Швейцарии и демонстрируются в рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Музей, именуемый Фондом Байелера, размещается в здании, построенном по проекту известного итальянского архитектора Ренцо Пиано, и находится на северо-востоке от Базеля в маленьком городке Риене. Своим существованием он обязан легендарному арт-дилеру и галеристу Эрнсту Байелеру (1921–2010). Собрание фонда включает в себя хрестоматийные образцы модернизма.

…В 1883 году Моне поселился в местечке Живерни, что в Верхней Нормандии, и стал там собственником крупного земельного участка, постепенно увеличивающегося за счет приобретения соседних наделов. Практическая отдача от земель художника не интересовала: вместо выращивания сельскохозяйственной продукции он разбил сады. А в 1893 году, заразившись идеей культивирования водных растений, обратился к властям с просьбой о разрешении водоотвода из ручья, протекающего по территории его поместья и впадающего в приток реки Сены. Однако страх перед незнакомыми растениями (вдруг они окажутся ядовитыми и отравят воду?) вызвал протесты местного населения, усмотревшего в действиях художника нарушение общественной безопасности. Последовали судебные тяжбы, в результате которых желанное разрешение было-таки получено. Сады Моне стали подлинными шедеврами садоводческого искусства, и интерес к ним не ослабевает до сегодняшнего дня.

Самая ранняя из экспонируемых работ, запечатлевшая Руанский собор, была начата Моне в 1892 году в Руане, а закончена 1894-м в Живерни. Она относится к серии «Руанские соборы», куда входят 30 полотен. Сама же мысль о создании подобных серий возникла у художника, когда он писал церковь в Верноне в конце 1870 года. «Было начало лета, – поведал впоследствии Моне. – За туманным утром следовали внезапные сияния солнечного света, когда горячие лучи могли лишь медленно растопить туман, обволакивающий каждую расщелину здания, и накрыть золотистые камни дымящейся оболочкой… Я сказал себе: было бы интересно изучить один и тот же предмет в разное время дня и проследить, как эффекты меняющегося света приводят к изменению окраски здания от одного часа до другого со всеми тонкостями».

«Кувшинки» датированы 1914–1917 годами, «Японский мостик» – 1918–1924 годами. Представленные на этой выставке пейзажи раскрывают стороны творчества Моне, не нашедшие своего отражения в коллекции Эрмитажа.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter