Posted 2 июня 2010,, 20:00

Published 2 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:08

Updated 8 марта, 07:08

Режиссер Станислав Говорухин

Режиссер Станислав Говорухин

2 июня 2010, 20:00
Станислава Говорухина давно называют классиком отечественного кинематографа, на днях это звание было официально подтверждено на Первом Международном кинофестивале стран Арктики «Северное сияние», который состоялся в Мурманске. Станислав Сергеевич стал первым призером новорожденного форума – на торжественной церемонии о

– Станислав Сергеевич, зачем, на ваш взгляд, еще один фестиваль в России, когда их и так много?

– Я думаю, что в случае с Мурманском это самое верное вложение денег. Ибо Русский Север погиб. Русские люди триста лет осваивали Северный морской путь. А погибло все это в течение одного года. Пришли образованные невежды и сказали: «Нам это не надо». Все замерло с неслыханной быстротой, все было распродано, загажено. И только сегодня пришла новая власть, которая вновь стала разными способами уделять внимание Северу. И фестиваль – один из них. Нужно, чтобы с Севера не бежали последние работяги, потому что, если они уйдут, ему уже ничего не поможет. Что же касается большого количества кинофестивалей, то лично мне как режиссеру они необходимы. На таких провинциальных встречах в залах сидят мои зрители, именно те, для которых я снимаю свое кино. И это, при отсутствии проката, единственная возможность показать им мои картины.

– Недавно вы завершили работу над фильмом «В стиле джаз». В прокат он выйдет?

– Прокат нам не светит, так же как было и со всеми моими фильмами последних лет. Я уже и не мечтаю об этом. За прошлый год даже успешные картины не смогли не только получить прибыль, но даже оправдать себя. В их числе, например, блестящий, хорошо поставленный фильм «Стиляги». Действительно, фильм большого стиля. Ну и что? Он себя не окупил.

– Но почему так происходит?

– Потому что публика такая, попкорновая. И она требует только попкорнового кино.

– Вопрос, наверное, банальный, но кто же так испортил наших зрителей?

– Во-первых, американское кино. Во-вторых, наше, подобное ему. Публика дуреет, и кино становится дурным. У нас рынок, и поэтому кино стремится угодить потребителю. Это замкнутый круг абсолютно, и выхода из него я не вижу совершенно.

– Но и сами кинематографисты вместо того, чтобы как-то всерьез задуматься над этой проблемой, больше занимаются скандалами

– Среди нормальных людей скандалов нет. Вот Грамматиков идет мимо нас, как он может быть связан с какими-то скандалами? Или Толя Кузнецов, Адабашьян, Михаил Державин (Станислав Говорухин назвал имена кинематографистов, участников кинофестиваля «Северное сияние». – «НИ»). Это все касается только мира гламура, и не более того. А перед нами – люди искусства, они совсем из другого теста.

– Простите, я имела в виду не светские скандалы, а пресловутую ситуацию, сложившуюся вокруг Союза кинематографистов…

– Я из Союза кинематографистов вышел давным-давно, в 1993 году. После расстрела парламента я сказал: «Пошли вы к чертовой бабушке», – и хлопнул дверью. И до сих пор не могу нарадоваться тому, что я совершил этот поступок. И меня совершенно не интересует, что там у них происходит, почему они ругаются.

– Как вы относитесь к нашему провалу на Каннском кинофестивале?

– Это обидно, потому что я проспорил на этом. Я заключил пари, что какой-нибудь приз мы привезем. Оказалось – нет.

– А на что спорили?

– На деньги, конечно. Мы с одним моим приятелем спорим по разным поводам. Футбол, хоккей, искусство. Нам главное – спор. А вообще, мне настолько неинтересны эти призы венецианских, каннских фестивалей... Мне гораздо интересней, что приз в Мурманске получила картина Попогребского «Как я провел этим летом».

"