Posted 2 апреля 2008,, 20:00

Published 2 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

Актриса Элина Быстрицкая

Актриса Элина Быстрицкая

2 апреля 2008, 20:00
Завтра у Элины Быстрицкой юбилей. Глядя на то, насколько активно актриса занята в ролях, да и просто глядя на эту красивую женщину, в ее возраст вряд ли возможно поверить. Несмотря на свою загрузку, она любезно согласилась встретиться с «НИ» в антракте между действиями спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».

– Элина Авраамовна, у вас есть какая-нибудь любимая роль?

– У меня все роли любимые. Все, которые я играю. Ни одной из них я не отдаю предпочтения.

– Как вы работаете над ролью? Что для вас важно – «услышать» или «увидеть» свою героиню?

– Я должна видеть свою героиню каким-то внутренним зрением каждую минуту пребывания в роли. Пока это не сложится, идут наметки, как белые нитки в шитье. А потом образ складывается и дорабатывается в процессе исполнения.

– Роли, которые ушли из вашего репертуара, они остаются с вами?

– Кинороли, конечно, остаются, потому что фильмы показывают, и зрители их видят. Что касается тех ролей в театре, которые я когда-то сыграла, но по разным причинам, по возрасту, например, уже не могу играть, то и они не расстались со мной. Каждая роль – обогащение души.

– Сейчас часто слышишь про актеров, что этот – «фоменковский», а этот – «фокинский». Был ли в вашей жизни такой режиссер, про которого вы можете сказать, что он был абсолютно вашим режиссером?

– Нет, я могу просто назвать имена тех мастеров, работая с которыми, я была счастлива. Если говорить с самого начала, то, скажем, в Вильнюсском театре моей первой ролью была Таня из одноименной пьесы Арбузова. Режиссером спектакля был Андрей Поляков, и мне очень хорошо работалось. Потом я попала на гастроли в Ленинград, была приглашена на «Ленфильм» и работала с Фридрихом Эрмлером. Это великий мастер, это школа. Потом меня утвердили на роль в фильме «Убийство на улице Данте» Михаила Ромма. Я начинала сниматься, но… По болезни была вынуждена оставить эту работу. И глубокая школа – «Тихий Дон» Сергея Аполлинариевича Герасимова, гениального педагога, режиссера и актера. А потом – Борис Бабочкин. Леонид Варпаховский. Рачья Капланян. Петр Фоменко. И наконец, мои партнеры и режиссеры, с которыми я счастлива в Малом театре.

– Чего вы ждете от режиссера? Что он даст вам – исчерпывающие указания, как играть роль, или, наоборот, предоставит вам свободу действий?

– Я должна знать, о чем наш спектакль и какова моя задача в роли. Если я знаю, чего хочу в каждом эпизоде, то все в порядке.

– А вам никогда не хотелось самой стать режиссером?

– Почему же, очень даже хотелось, я даже знаю, что бы я хотела поставить. Но я не получила этой возможности.

– Что же вы хотели поставить?

– Что теперь говорить?.. Не получила разрешения – и не получила…

– Считается, что кинематограф сильно потеснил театр в наше время…

– У нас полные залы, поэтому трудно себе представить, что это могло бы быть сдачей позиций…

– А телевидение вы любите?

– Я с удовольствием смотрю некоторые работы. Мне очень не нравятся бесконечные банды, взрывы, раны крупным планом. Я насмотрелась этого во время войны, и мне очень не хочется это видеть. Я вообще считаю, что не все может быть предметом искусства.

– Что вы думаете о телетеатре?

– Я думаю, что театр по телевидению, как на телеканале «Культура», – это благородное дело. Мы видим работы таких мастеров! Знаете, если мне удается посмотреть, если по времени я успеваю его посмотреть, – боже мой, я не могу успокоиться, это такое удовольствие видеть Андровскую, Марецкую, Раневскую, видеть Прудкина, Петкера, Плятта, или когда я вижу наших мастеров Малого театра. Это такое счастье, когда смотришь и видишь тех людей, которых ты, в принципе, знал, и которые изумительно работали! Мне очень хочется, чтобы это продолжалось.

– А как вы относитесь к современному театру, современному кинематографу? Разделяете ли вы мнение многих профессионалов о том, что великое искусство прошлого века в наши дни как-то измельчало, выродилось?

– Корифеи Малого театра, когда я в него пришла, говорили, что театр уже не тот. Понимаете? Я не могу согласиться. И сегодня, например, Житинкин в Малом театре поставил спектакль «Любовный круг» по Сомерсету Моэму, в котором я занята. Мне было очень легко с ним работать и понравилось. По всей вероятности, вопрос в том, что есть «новаторство» в театре. А ради чего? Если говорить о кино – кинематограф возрождается. Уже есть фильмы, которыми можно гордиться. Да и некоторые сериалы тоже радуют.

– Что касается вашей работы в спектакле «Любовный круг», который на днях будет показан по телеканалу «Культура», вы довольны итоговым спектаклем?

– Как я могу говорить, понравился или не понравился? Я работаю, и для меня это – радость. Я люблю выходить на сцену, я люблю делать то, что я могу. И, конечно, люблю, когда зритель хорошо принимает мою работу. Чувствовать зал – это большая радость.

– А бывает ли так, что зал не реагирует, не отвечает? Многие актеры жалуются, что у них так бывает…

– Нет, я такого не помню, но, наверное, бывает вот так: идет «проданный» спектакль, выкупленный какой-то организацией, и подчиненные, опасаясь начальников, стараются сдерживаться.

– Вашу роль в «Любовном круге» многие критики назвали «нехарактерной» для вас. Вы согласитесь с этим?

– Я люблю новые, противоречивые роли. После казачки в «Тихом Доне» я играла роль английской аристократки, после английской аристократки – девчонку из колхоза. Это было здесь, у нас в Малом театре. Ну и так далее. Это все разные характеры, и мне это нравится. Я не считаю, что у меня есть определенное амплуа.



Элину Быстрицкую поздравляет ее коллега по Малому театру, исполнитель роли Крутицкого в спектакле на всякого мудреца довольно простоты» народный артист России Борис КЛЮЕВ (Видео)

СПРАВКА

Актриса Элина БЫСТРИЦКАЯ родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в семье военного врача. Во время войны работала в госпиталях. В 1947 году окончила медицинский техникум в городе Нежине Черниговской области. После окончания в 1953 году Киевского института театрального искусства работала в Вильнюсском Русском драматическом театре. В то же время дебютировала в кино в фильме «В мирные дни» (1950). Всенародную славу ей принесли роли Елизаветы Михайловны в «Неоконченной повести» (1955) и Аксиньи в «Тихом Доне» (1958). С 1958 года и до настоящего времени работает в Малом театре в Москве. Играла в фильмах «Добровольцы» (1958), «Русский сувенир» (1960), «Дачники» (1966), «Прощальные гастроли» (1992), «Бабий Яр» (2002). Преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе, в Театральном училище имени Щепкина. В 1975–1991 годах возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, была почетным президентом Федерации бильярда. Народная артистка СССР (1978), а также Грузии, Азербайджана и Казахстана. Кавалер ордена Отечественной войны II степени.

"