Posted 2 апреля 2006,, 20:00

Published 2 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Пышнотелые самозванцы

Пышнотелые самозванцы

2 апреля 2006, 20:00
Арт-мир сотрясает очередной скандал с разоблачением. Польская исследовательница Кайся Писарек опубликовала исследование, в котором утверждает, что искусствовед Людвиг Бурхард, считавшийся лучшим экспертом по Рубенсу, давал ложные экспертизы. Он приписывал легендарному художнику картины, созданные его современниками в X

Совсем недавно по просьбе Писарек искусствоведы Антверпена проверили картину «Гедеон, побеждающий мадиамитян». И табличка с названием, находящаяся перед ней в музее Северной Каролины, поменялась. Если раньше на ней значилось «Картина П-П. Рубенса», то теперь написано: «Последователь Рубенса». Дело в том, что исследовательница нашла несколько писем Людвига Бурхарда, немецкого эксперта, жившего с 1930-х годов в Лондоне, в которых он делится с друзьями сокровенными сомнениями насчет того, что «Гедеон» принадлежит кисти гениального художника. Однако в официальном заключении для аукциона и галереи Бурхард говорит о безусловном авторстве Рубенса и о высоком качестве его живописи. После того, как была показана двуличность эксперта, который ради высокой цены приписывал фламандскому гению спорные полотна, под вопросом оказались почти 60 картин, которые прошли через руки Бурхарда. В том числе, например, «Самсон и Далила» в Лондонской национальной галерее.

Подобные скандалы – далеко не новость для арт-мира. Все они развиваются по одному сценарию. Какого-то эксперта уличают в мошенничестве, после чего начинается проверка всех картин, через него прошедших. Всеми признается, что картины – ни в коем разе не подделки или фальшивки. Просто они могут быть выполнены либо в мастерской гения, либо его подражателями. В случае с Рубенсом это вполне возможно: его мастерская в Антверпене была похожа на огромную фабрику по производству картин, и из нее вышли все главные живописцы Фландрии XVII века.

Что касается Людвига Бурхарда, умершего в 1960 году, он явно бы нашел аргументы в свою пользу. Во-первых, мнение эксперта может меняться: в письмах он высказал одно предположение, а потом изменил его. Во-вторых, отличить работу Рубенса, выполненную им от первого до последнего мазка, от работ его ближайших учеников, где он мог дописать какую-нибудь часть, почти невозможно. В конце концов, любое экспертное заключение – всего лишь личное мнение, а не последнее и решающее слово. Поэтому, прежде чем порочить имя действительно очень авторитетного искусствоведа прошлого века, стоит найти больше фактов и аргументов. Будут ли директора других музеев и коллекций, где хранятся другие картины Рубенса, пересматривать экспертизу Бурхарда – пока большой вопрос.

"