Posted 2 марта 2016,, 21:00

Published 2 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:21

Updated 8 марта, 03:21

«Кино – это не профессия, а жизнь»

«Кино – это не профессия, а жизнь»

2 марта 2016, 21:00
В понедельник в Госфильмофонде РФ открылся юбилейный XX фестиваль архивного кино «Белые столбы». Вновь на этом международном форуме, как и в прежние годы, собрались представители киносообщества не только со всей России, но также из Великобритании, Франции, США, Чехии, Венгрии, Греции, из стран ближнего зарубежья. Киноф

По красной дорожке фестиваля в понедельник вечером прошли выдающиеся отечественные кинематографисты: режиссеры Марлен Хуциев, Александр Митта, Александр Сокуров, Борис Грачевский, актеры Алексей Петренко, Александр Галибин, Аристарх Ливанов, Светлана Тома, Борис Галкин и многие другие. Торжественную церемонию вели секретарь Союза кинематографистов Сергей Новожилов и вице-президент фестиваля «Киношок» актриса Ирина Шевчук.

На открытии показали снятую в 1960 году документальную картину «В мире кинолент» – о буднях сотрудников этой Мекки кино, которой люди посвящают всю свою жизнь. О том, как специалисты Госфильмофонда работают над восстановлением кинопленки, как находят утерянные киноматериалы, как фиксируют, идентифицируют и описывают каждую находку. На черно-белых кадрах только что мы видели кудрявую молодую девушку Валю Сипачеву, выдающую сотрудникам киноархива карточки. И вот, как в популярной когда-то телепередаче «От всей души», оказалось, что документовед Валентина Николаевна до сих пор – вот уже 58 лет – работает на своем месте. Безусловно, узнав об этом, весь зал аплодисментами приветствовал старейшую сотрудницу, которая тем временем легко взбежала на сцену.

«Я ехал сюда и вспоминал, как нам разрешали здесь смотреть кино и как, когда мы учились во ВГИКе, нам привозили отсюда картины, – поделился воспоминаниями председатель Союза кинематографистов режиссер Никита Михалков. – Сначала это было по четвергам в час дня, а потом деканат решил это исправить, и нам стали в расписании ставить просмотр фильмов на восемь утра. И вот зимой встаешь в шесть, едешь, чтоб посмотреть «Человека из мрамора», или Трюфо, или Годара… Помню, как мы приезжали сюда смотреть картины с Ромой Капланом, который переводил нам по четыре картины в день! А потом с вот такой головой ехали обратно и думали о том, как же это сделано! Это было потрясающее время, когда ты окунался в тот мир, который для тебя еще таинственный, непознанный, неосознанный, но это мир живой, это – кино! Кино – это не профессия, это жизнь, для тех, кто всерьез этим занимается. Оно может на тебя обидеться, оно может тебя предать, если ты предаешь его, оно может тебя обмануть, если ты пытаешься им обмануть кого-то… И вот именно здесь, в Госфильмофонде, собрано все то, что являет собой божественную субстанцию кинематографа. Вот в этих коробках, которые вы только что видели на экране, там – жизни! Жизни всех тех, кто стоял внутри кадра и за кадром…»

Как сказал «НИ» режиссер Алексей Учитель: «Ценность нашего киноархива невозможно переоценить! Уже сегодня, на открытии, мы увидели потрясающие и неожиданные работы, ведь здесь хранятся редчайшие вещи. Мне в моей работе тоже довелось сталкиваться с архивным кино. Когда я делал картину «Мания Жизели» о балерине Спесивцевой, мы нашли здесь совершенно уникальные документальные кадры, на которых запечатлено, как прима танцует, и мы использовали их в своей игровой картине. Поэтому все это очень важно для профессионалов. Было бы замечательно, если бы эти уникальные вещи показывались в специальном кинотеатре, где люди могли бы видеть те работы, которые больше нигде невозможно посмотреть». Надо отметить, что такая работа сегодня ведется Госфильмофондом. В течение года в кинотеатре «Иллюзион» постоянно проводятся ретроспективы и показы как отечественного, так и зарубежного кино из сокровищницы фонда. Показывают уникальные кинодокументы и на фестивалях – как в России, так и за рубежом.

О программе нынешнего фестиваля «НИ» рассказал его художественный руководитель, старший куратор Госфильмофонда Петр Багров: «Прошлый год прошел под знаком 70-летия Победы, следующий год пройдет явно под знаком революций – февральской и октябрьской, – празднующих свое столетие. Этот год оказался мирным, и мы решили этим воспользоваться и сделали главной темой фестиваля – кино о кино. У нас будут и мелодрамы, и комедии, будут фильмы и классические, и архивные находки. Впервые будет показана даже еще одна хроника с Эйзенштейном, хотя казалось, что уже все давным-давно было известно. Еще одна значимая тема – это студенческие работы режиссеров, впоследствии ставших известными кинематографистами». Как раз на открытии был показан один из таких фильмов – десятиминутная лента «Вещи» 1967 года, снятая студентом мастерской Михаила Ромма Никитой Михалковым.

На фестиваль съехались мэтры отечественного киноведения – Кирилл Разлогов, Андрей Шемякин, Евгений Марголит, Татьяна Муштакова и многие другие специалисты. Традиционно на фестивале проходят обсуждения и круглые столы, а также показы по темам «Реставрация» и «Архивные находки». В частности, на закрытии в рамках программы «Реставрация» будет показан один из шедевров мультипликации и музыки одновременно – мультипликационная опера Михаила Цехановского и Дмитрия Шостаковича «Сказка о глупом мышонке» 1940 года. А на открытии показали работы из раздела «Архивные находки». Это три небольшие ленты, которые были обнаружены незадолго до начала фестиваля, – работы пионеров беспредметного, абстрактного кино – братьев Ханса и Оскара Фишенгеров. Этим режиссерам в конце 1930-х годов запретили в Германии снимать кино и назвали представителями «Дегенеративного искусства». «Мы нашли в Госфильмофонде две их картины, ранее потерянные, которые неизвестны ни в Германии, ни в Америке, где впоследствии жил Оскар Фишингер. И нашли два фильма, которые в мире есть, но в неполном варианте. А у нас потрясающие копии начала 1930-х годов», – рассказал Петр Багров.

В завершение церемонии открытия фестиваля генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев вручил награды за вклад российской режиссуры в мировой кинематограф Александру Сокурову, Никите Михалкову и Марлену Хуциеву. Марлен Хуциев, получая награду, сказал: «Я не знаю, что я внес в мировой кинематограф, но я точно знаю, что я вынес…»

"