Posted 2 марта 2011,, 21:00

Published 2 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Смотр года

Смотр года

2 марта 2011, 21:00
На выставке «Итоги сезона», которая проходит в сорок седьмой раз, театральные художники – как титулованные, так и дебютанты – представили свои многочисленные сценографические работы. Выставка дала возможность зрителям совершить мини-экскурсию по театрам Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а творческим дея

«Итоги сезона» неизменно позиционируются не как смотр достижений сценографического искусства, а как выставка-отчет. Осмотр экспозиции проходил в рабочей атмосфере, лишенной пафоса (как это порой бывает на подобных мероприятиях). Сценографы, режиссеры и искусствоведы задерживались практически у каждого макета и долго обсуждали детали, спрашивали мнение коллег, делали друг другу замечания и давали советы. Подводя «Итоги сезона», театральные деятели получают богатую почву для размышлений. Здесь же порой рождаются будущие сценографические проекты, когда режиссеры находят «своих» художников.

Ощущение, что сорок седьмая выставка «Итоги сезона» интереснее, чем предыдущие, сложилось у главного художника РАМТа Станислава Бенедиктова. «В макетах, представленных на выставке, есть какие-то более интересные и пластические театральные решения», – заметил сценограф. Кстати, у Бенедиктова минувший сезон выдался весьма насыщенным – он поставил сразу три премьеры. В Театре оперы и балета Екатеринбурга он придумал сценографию для спектакля «Руслан и Людмила», в Москве – для «Мольера. Кабала Святош» по пьесе Булгакова в Малом театре, а также поработал на родной РАМТ в спектакле «Чехов-Гала».

Главная тенденция, которая отчетливо прослеживалась на выставке, – небывалый всплеск любви к цвету. Так, в сценографии к спектаклю «Хелло, Долли!» у Владимира Арефьева (Театр «Московская оперетта») превалирует синий цвет, а три ряда кулис того же цвета визуально расширяют и углубляют пространство сцены. Для спектакля «Дракон» по сказке Шварца в театре «На Покровке» художник Виктор Шилькрот придумал необычное решение. Небольшая сцена выполнена в виде дракона, внутри которого и происходит действие постановки. Правда, дракон Шилькрота не устрашает, а, скорее, навевает философские размышления о свободе выбора, о бесконечных попытках подавления слабых теми, кто обладает силой и властью.

Интересно, что в отличие от большинства экспозиций, где экспонаты нельзя не только трогать, но и приближаться к ним, на этой выставке наблюдался своего рода интерактив со зрителями. Например, с театральным макетом Валерия Фирсова «Женитьба» можно совершать различные манипуляции: миниатюрная сцена не статична – легким движением руки, скажем, гостиная превращается в спальню и далее по кругу.

Сергей Бархин показал сразу несколько своих работ: «Обрыв» в МХТ, «Кафе Сократ» – в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Прощай ты, ты, ты...» – в столичном ТЮЗе. Мария Трегубова показала свою «Тарарабумбию» Школы драматического искусства. В целом около девяноста авторов представили на выставке свои макеты, многочисленные эскизы декораций, костюмы и фотографии. «Итоги сезона» дают надежду, что в следующем театральном году постановки будут не менее сложными как по оформлению, так и по смыслу.

"