Рус
Eng
Рождение нации – сто лет спустя

Рождение нации – сто лет спустя

3 февраля 2016, 00:00
Культура
ЕВГЕНИЯ ТИРДАТОВА, Парк-Сити
Сенсацией фестиваля «Сандэнс» стала картина Нейта Паркера «Рождение нации». Мнение жюри и зрителей совпало, что бывает крайне редко, и фильм стал победителем в игровом конкурсе и получил приз зрительских симпатий.

Прошло 100 лет со времени создания Дэвидом Уорком Гриффитом знаменитого фильма «Рождение нации», и в январе 2016-го, на крупнейшем американском фестивале независимого кино Нейт Паркер, сценарист, режиссер, продюсер и исполнитель главной роли, представил свой вариант «рождения нации».

Фильм Паркера, иронически отсылающий к немой картине, созданной родоначальником американской кинематографии, которая в свое время подвергалась острой критике со стороны либеральных кругов, а во Франции была запрещена как расистская, отсылает к временам, предшествующим войне Севера и Юга. В ее основе – реальные события, связанные с восстанием рабов под предводительством чернокожего проповедника Нэта Тернера в Вирджинии в 1831 году.

Нэт Тернер родился смышленым мальчиком. Его добрая хозяйка заметила это, дала ему хорошее воспитание и научила читать. Впрочем, единственной книгой, которую Нэт держал в руках, была Библия. Когда мальчик вырос, его умение читать, дар убеждения и эмоционального воздействия на публику были использованы его хозяевами себе во благо. Самуэль Тернер (Арми Хаммер), бывший когда-то товарищем Нэта по играм, за хорошую мзду, которую ему платили соседи-рабовладельцы, возил своего умного и послушного слугу по плантациям, с тем чтобы он читал проповеди и именем Господа Бога успокаивал непокорных рабов, призывая их смириться со своей участью. Понасмотревшись, однако, на многочисленные зверства со стороны белых по отношению к рабам, Нэт восстал и против людей, и против Бога, подняв кровавый бунт, в результате которого погибли 60 белых и 100 темнокожих.

Понятно, что в противоположность фильму Гриффита, где все зверства и подлости учиняются чернокожими (которых изображали густо загримированные белые), вследствие чего рождается ку-клукс-клан как справедливое возмездие, здесь единственным «белым пятном» на черной картине, изображающей алчное и жестокое белое население, является вышеупомянутая хозяйка, впрочем, особа слабая, вялая и инертная.

Картина стала сенсацией фестиваля «Сандэнс». Во-первых, потому, что совпало мнение жюри и зрителей, что бывает крайне редко. «Рождение нации» стало победителем в игровом конкурсе и получило приз зрительских симпатий.

Фестивальная пресса сенсацию или предугадала, или ее подготовила. Во всяком случае, ажиотаж вокруг фильма нарастал с каждым днем, и далеко не все желающие посмотреть фильм аккредитованные журналисты смогли попасть на первый пресс-показ.

Картина стала сенсацией и потому, что продана была за рекордные для «сандэнских» картин деньги. Сумма сделки, совершенной компанией Fox Searchlight, оценивается в 17,5 млн. долларов.

Ну, и, наконец, она стала сенсацией, поскольку попала в пик скандала с «Оскаром». Таким образом, состоялось рождение не только нации, но, вполне вероятно, и будущего «оскаровского» лауреата.

О художественных достоинствах ленты говорить как-то даже неудобно в подобной ситуации. Снята она в духе соцреализма, пафосна, прямолинейна. Сам Нейт Паркер вполне неплох в роли Нэта Тернера.

Еще одна дебютная лента, «Саутсайд с тобой» Ричарда Танна, которая претендовала на то, чтобы стать сенсацией, прошла как-то тихо и незаметно. Барак Обама (Паркер Сойерс) и Мишель Робинсон (Тика Самптер) на их первом свидании – это настоящие образцы нации. Красивые, умные, обаятельные, интеллигентные адвокаты, говорящие (кажется, единственные на Сандэнском экране) на чистом, литературном английском языке. Краткая биография 44-го президента США рассказана им самим во время прогулки с Мишель на фоне красивых видов Чикаго 1989 года. Внешнее сходство актеров с их прототипами разительно, но это и есть единственное, что радует в этом бесцветном фильме.

Помимо «Рождения нации», еще одним ажиотажным фильмом прошедшего фестиваля и предполагаемым претендентом на будущую премию «Оскар» (а «Сандэнс» зачастую их предсказывал), по мнению фестивальной прессы, является «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана (программа «Премьеры»). Неучастие в конкурсе, к сожалению, лишило фильм призов, которые могли бы стать вполне заслуженными для этой психологической драмы.

Зато приз за лучшую режиссуру получил фильм Дэниэла Шайнерта и Дэниэла Квана Swiss Army Man («Перочинный человек»). Снятый не без изобретательности, этот сюрреалистический фильм весьма скромен по мысли. С помощью оживляемого время от времени трупа, на который он наткнулся в момент попытки самоубийства в связи с депрессией, некий Хэнк приходит к мысли, что жизнь хороша и жить хорошо. Некоторые называют это комедией. Но – о вкусах не спорят.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter