Posted 2 февраля 2015,, 21:00

Published 2 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Возвращение Микеланджело

Возвращение Микеланджело

2 февраля 2015, 21:00
В музее Фицуильяма при Кембриджском университете сегодня открывается выставка, главными экспонатами которой будут бронзовые наездники на пантерах, созданные, по мнению авторитетных британских ученых, самим Микеланджело.

Самыми известными творениями Микеланджело считаются роспись потолка Сикстинской капеллы и мраморная скульптура Давида. Они по праву входят в сокровищницу мировой культуры и конкурируют с шедеврами да Винчи.

Известно, что Микеланджело много работал и с бронзой, но до последнего времени считалось, что не уцелела ни одна его бронзовая скульптура, все они были расплавлены. Плавили их по разным причинам. Однажды, например, чтобы отлить из бронзы пушку. Речь идет о двухметровой статуе папы Юлия II, которая простояла в Болонье лишь три года. Болонцы ненавидели этого понтифика. Поэтому они расплавили статую и сделали из нее огромную пушку, из которой стреляли по папским войскам.

Не удивительно, что сообщение ученых из университета Кембриджа о находке не одной, а двух бронзовых скульптур великого итальянца вызвало у поклонников искусств бурю восторгов. Речь идет о скульптурах юношей, последователей Вакха, римского бога вина и веселья, скачущих верхом на… пантерах и победно вскинувших вверх руки. Скульптуры без малого метровой длины принадлежат коллекционеру из Великобритании, имя которого не сообщается. Они были проданы на аукционе Sotheby’s в июле 2012 года за 1,82 млн. фунтов стерлингов (около трех млн. долларов). В каталоге значилось, что это работа неизвестного флорентийского скульптора XVI века.

Сейчас стоимость наездников на пантерах, конечно, резко выросла и наверняка значительно превосходит рекорд, установленный в декабре прошлого года, когда за бронзовую скульптуру Адриана де Вриса, голландского скульптора XVI века, заплатили 19 млн. фунтов.

К доказательству своей теории британские ученые подошли основательно и даже написали книгу. Наиболее весомым доказательством принадлежности наездников Микеланджело считается набросок одного из его помощников. На нем изображен мускулистый юноша, оседлавший пантеру, и он очень похож на скульптуры. Копия сделана в 1508 году с рисунка мастера, который, увы, тоже пропал. Имя помощника хорошо известно. Известно и то, что он часто копировал работы Микеланджело. Так что почти нет сомнений в том, что и великий живописец рисовал наездника для того, чтобы его отлить.

Профессор искусств Пол Иоаннидес и Виктория Эйвери, куратор коллекции прикладных искусств в музее Фицуильяма, где сегодня открывается выставка бронзовых скульптур, считают, что Микеланджело отлил наездников на пантерах в 1506–1508 годах, перед тем, как приступить к росписи потолка Сикстинской капеллы.

Кстати, одним из доказательств того, что скульптуры были отлиты Микеланджело, пишет лондонская Times, являются их толстые стенки. Итальянцы освоили искусство литья лишь в тридцатые годы XVI века.

Ученые приводят в доказательство своей теории и то обстоятельство, что в начале XVI века лишь очень немногие художники и скульпторы обладали настолько обширными знаниями анатомии человека, чтобы с такой поразительной точностью изобразить самые мелкие мышцы и вены. Первое руководство по анатомии было опубликовано только в 1543 году. Это значит, что автор скульптур посещал вскрытия. Известно, что Микеланджело присутствовал на множестве вскрытий, где делал зарисовки.

Интересно, что версия авторства Микеланджело появляется не первый раз. В 1878 году бронзовые скульптуры уже пытались приписать великому итальянскому живописцу и скульптору, но тогда большинство видных ученых эту теорию отвергли и отдали авторство другому ваятелю и художнику эпохи Ренессанса – Тициано Аспетти.

"