Posted 2 февраля 2011,, 21:00

Published 2 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Кинорежиссер Борис Хлебников

Кинорежиссер Борис Хлебников

2 февраля 2011, 21:00
Борис Хлебников – председатель созданного в прошлом году КиноСоюза, альтернативного Союзу кинематографистов, – во вторник принял участие во втором заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, которое состоялось в Госфильмофонде. Об острых проблемах в кинематографе, которые обсуждались н

– Борис Игоревич, можно ли уже сейчас говорить о каких-то конкретных итогах заседания?

– Были, скорее, намечены некоторые позиции, по которым предполагается работать. В частности, шла речь о регулировании отношений между авторским, документальным, анимационным и коммерческим кино. У многих кинематографистов были опасения, что авторское, документальное кино, дебюты могут оказаться в ущемленном положении. Дело в том, что каждый фильм, который финансируется Фондом поддержки кино, должен приносить прибыль. Но в искусстве так не всегда бывает. Во-первых, искусство не всегда окупается, а во-вторых, не всегда окупается так быстро, как в случае с такими большими режиссерами вроде Тарковского, фильмы которого имеют стабильный успех на протяжении многих лет. Было приятно, когда Владимир Путин в своей вступительной речи отметил, что политика в отношении кино не должна быть однобокой, что должно развиваться как коммерческое, так и авторское кино. То, что это прозвучало, меня порадовало.

– Были какие-то предложения, связанные с изменением государственного финансирования кино?

– Прозвучало предложение, чтобы в будущем скорректировать систему налогообложения, предусматривающую льготы только для фильмов, созданных при участии Фонда поддержки кино. Дело в том, что субсидии от Министерства культуры для независимых продюсеров облагаются 20%-ным налогом, который продюсер обязан вернуть сразу после получения субсидии. В то же время поддержанные фондом проекты освобождены от этих налогов. Эта ситуация кажется нам не совсем корректной. На совещании было принято решение разобраться с этим вопросом и изменить ситуацию в сторону отмены налога для фильмов, субсидированных напрямую из Минкультуры. А это гигантский положительный шаг.

– Помимо финансовых вопросов что, на ваш взгляд, было важным на совещании?

– На мой взгляд, значительным и очень важным моментом стало выступление Сергея Сельянова и Валерия Тодоровского, которые подготовили доклад о реформе кинематографического образования. Стало совершенно очевидно, что, сколько ни вливай денег, сколько ни переоборудуй кинотеатры, без реформы кинообразования ничего не произойдет. Многие деятели кино давно признают, что существует кризис профессионализма. Выступления Сельянова и Тодоровского были довольно резкими, но я полностью поддерживаю их позицию.

– Прозвучали какие-то конкретные предложения по реформированию образования?

– В частности, в докладах говорилось, что ни режиссерские курсы, ни ВГИК не учат профессионализму. Они учат мыслить, рассуждать, фантазировать. Условно говоря, высшей математике. При этом таблице умножения, то есть каким-то очевидным и простым вещам, они не учат. В этом смысле Сельянов абсолютно правильно сказал, что не нужно менять весь смысл образования в области кино, а просто, грубо говоря, надо научить делать практические вещи.

– То есть образование должно быть более практическим, нежели теоретическим?

– Совершенно верно. И Сельянов, и Тодоровский говорили о том, что необходимо разобраться в системе обучения, например, американских кинематографистов. Разобраться и разработать на этой основе нашу собственную систему.

– От Киносоюза были какие-то предложения?

– Мы передали наш доклад премьер-министру Владимиру Путину. В нем было три пункта предложений. Во-первых, мы предложили, собственно, убрать этот 20%-ный налог. Второй пункт касался вопроса о так называемом налоге на болванки. Мне не очень понятно, почему нет никакого решения, куда пойдут деньги, полученные в результате налога с проданной техники. Главное предложение – подумать, куда эти деньги должны идти, чтобы они не ушли в неизвестном направлении.

– А третье предложение?

– Третье предложение заключалось в том, чтобы предпринять законодательные меры по борьбе с пиратством в Интернете. Думаю, вопрос борьбы с пиратством актуален для всех. От пиратства страдают все производители, начиная от коммерческого кино и заканчивая авторским. Ни для кого не секрет, что помимо популярных фильмов в Интернете в огромном количестве скачивают арт-хаусное кино. Причем если это регулировать законом, то это совершенно не ударит по тем людям, которые скачивают фильмы. Есть огромное количество Интернет-предложений, когда можно скачивать контент бесплатно, при этом портал живет за счет рекламы. Повторюсь, это не ударит ни по тем, ни по другим, но абсолютно урегулирует отношения, и огромные деньги не будут уплывать из рук правообладателей. Понятно, что рынок физических носителей рухнул. Возможно, так и должно было произойти. Но ему на смену пришел рынок виртуальной информации, который должен регулироваться законом.

– Вы просто обозначили эти предложения или рассчитываете на реальные действия со стороны государства?

– Во-первых, мы их обозначили, во-вторых, я уверен, что какие-то реальные действия будут. А в-третьих, наш Киносоюз в конце апреля планирует провести трехдневную деловую игру, в которой будут участвовать около 40 человек – специалистов в разных областях (экономисты, продюсеры, прокатчики, режиссеры). Это ни в коем случае не будет замыкаться на членах нашего Киносоюза. Мы хотим поговорить и об образовании, и о российском кинопрокате (которого просто не существует), и о пиратстве в Интернете и прочем. После этого трехдневного обсуждения мы хотим вынести четко сформулированные «рецепты» по поводу и проката, и образования, и интернет-пиратства.

– Может, поддержкой нашего кинематографа нужно озаботиться не только государству, но и частным компаниям?

– Это невозможно. Потому что мы не являемся киноиндустрией. Ровно так же, как не является киноиндустрией ни одна национальная кинематография, кроме американской и индийской. Все остальные страны (например, Франция, Швеция) имеют большую национальную программу по защите своего кинематографа.

Режиссер Борис ХЛЕБНИКОВ родился 28 августа 1978 года в Москве. Учился на киноведческом факультете ВГИКа. В полнометражном кино дебютировал совместным с Алексеем Попогребским фильмом «Коктебель». Также снял киноленты «Свободное плавание», «Уехал» (совместно с режиссером Валерией Гай Германикой), «Сумасшедшая помощь». Является обладателем многочисленных наград за кинематографические заслуги, в частности премий фестивалей «Кинотавр» и «Белый слон». В 2010 году стал одним из учредителей и председателем Киносоюза.

"