Рус
Eng

Перетерпеть или восхититься? Любители кино обсудили «Вертинского» от Дуни Смирновой

Перетерпеть или восхититься? Любители кино обсудили «Вертинского»  от Дуни Смирновой
Перетерпеть или восхититься? Любители кино обсудили «Вертинского» от Дуни Смирновой
2 декабря 2021, 16:22КультураФото: Кадр из сериалаВертинский
Новую киноработу жены Чубайса Авдотьи Смирновой профессионалы приняли довольно скептично, тогда как простые зрители – на ура.

Социальные сети уже несколько дней активно обсуждают сериал Авдотьи Смирновой, которая как известно, несколько лет назад вышла замуж за Анатолия Чубайса - «Вертинский». Одним из его спонсоров выступил Роман Абрамович, а продюсером стал Константин Эрнст, - факты, которые привлекли к этой работе дополнительное внимание, поскольку по разным оценкам, стоимость одной серии составила заоблачные для отечественного кино 70-100 миллионов рублей! (До этого рекорд принадлежал «Борису Годунову», и был вдвое ниже). Тем более, что и снялись в фильме такие звезды, как Ксения Раппопорт и Анна Михалкова. А исполнителя заглавной роли Алексея Филимонова эта работа и прославила. И все же… До этих пор фильмы Смирновой не отличались особым блеском, пройдя, и справедливо, мало замеченными. Поэтому и ожидание «Вертинского» было несколько настороженным. Это чувство хорошо выразила в коротком посте одна из зрительниц - Елена Соколова:

«Мамуля села смотреть сериал. «Вертинский» который. Она сказала, что должна его посмотреть обязательно. Это же про Вертинского. Сделала многозначительное лицо.

Глазами намекнула: «Вертинский» — это глубина. Это гениально. Несомненно. Иначе просто быть не может.

Первая серия гениального сериала началась крупным планом голой, простите, жопы…»

А что же на самом деле? Тут мнения в Сети разошлись кардинально, причем, в стане критиков в основном оказались зрители, имеющие отношение к культурному процессу, профессионалы, а в другом – так называемые, простые зрители. Филолог и радиоведущий Иван Толстой, специалист по культуре русской эмиграции нашел в сериале довольно неприятные несообразности:

« …Тут нужно вообще сказать, упрек предъявить Авдотье Смирновой, несмотря на то, что ее фильм в целом я оцениваю положительно, вектор общий, результирующее положительное, но это, конечно, большой минус: эмиграция у нее показана маленьким сегментом, показаны идиоты, которые заседают в этом непонятно почему-то шикарном парижском помещении и обсуждают, что России нужны хоругви и плетки, розги, мы должны с ними вернуться.

Вообще, честно говоря, вслух произносят, что нужно совершать теракты на территории СССР. Какая клюква! О каких терактах могли говорить вслух? Да это секрет секретыч, это закрытые были организации, которые это обсуждали … бомбы подбрасывали. Но об этом не говорится в общем зале при открытых окнах в хорошую парижскую солнечную погоду. Вот это полная клюква. Так что, если говорить об этом сюжете парижском, то это в фильме не «Мадам Клико», а «Мадам Клюкво». … Но, извините, а где интеллектуальная эмиграция, где литературная?»

Очень любопытную, «геополитическую» реплику оставила по поводу «Вертинского» украинская журналистка и искусствовед Юлия Пятецкая:

"Узнала, что Авдотья Андреевна Смирнова сняла сериал про Вертинского. При поддержке Первого канала, Абрамовича и других замечательных людей. Побігла дивитись. Ну любопытно же, как говорил Аркадий Гайдар в парикмахерской. Интересно же, где они Киев снимали. При поддержке Абрамовича. Нельзя ж про Вертинского без Киева.

Киев - родина нежная,

Звучавшая мне во сне,

Юность моя мятежная,

Наконец ты вернулась ко мне.

Интересно, интересно ж, думаю. Как они все это покажут. Сиротство, противная тетка, которая его дубасила, с сестрой разлучили. Из всех киевских гимназий исключили, потом из дома выгнали. Бродяжничал, босячил, подрабатывал в театре Соловцова («У Соловцова я окончательно убедился, что искусство требует жертв»), писал рецензии и фельетоны в киевские газеты под псевдонимом Граф Нивер, продавал открытки, работал грузчиком. Подружился с Софьей Зелинской, в доме которой по улице Владимирской, 67 бывали всякие интересные люди - от Бердяева до Малевича. Захожу, короче, посмотреть на Киев, а там в первой серии - уже Москва, голая жопа Вертинского, ему 25 лет, и он ищет кокаин.

Вспомнила рассказ Андроникова «Первый раз на эстраде». Андроников, когда вышел к публике впервые, так сильно нервничал и начал с главного: «Танеев родился от отца и матери! Танеев, он не кастрюли паял, а сочинял творения!»

Так и у Авдотьи Андреевны. Начала с главного. Родился от отца и матери, с голой жопой, но сразу 25-летним, в Москве и начал искать кокаин. Залезла в Википедию, чтоб узнать подробнее, може, там в восьмой серии про детство и Соловцова. Пишут, что Вертинский жил и выступал в Москве, Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Харбине, Лос-Анджелесе и Шанхае. И «жизнь артиста рассказана через его главные песни». Слушайте, вы б там закусывали. Сукины дети.»

Не в восторге от сериала писательница и переводчица Надежда Беленькая:

«Нет, это не ужас-ужас. Хотя подбиралась я к нему, превозмогая себя. Во-первых, я не люблю сериалы. Есть исключения, но в основном не могу себя усадить за фильму, которая длится четыре сезона по 12 серий. «Игру престолов» смотрела исключительно за компанию с Гришей. Впечатление – никакое. Ноль впечатлений. Я не игрок в игры и плохо воспринимаю выдуманные миры (настоящие-то с трудом, а это так и вовсе).

Во-вторых, для меня Вертинский фигура близкая, интимная, из смешного ненастоящего буффонного мирка, который я так полюбила в 17 и через который добиралась уже своими силами до многого другого, я имею в виду вкусы и предпочтения.

В общем, это все несерьезно. Там даже серьезное несерьезно. Не надо ни к сериальному, ни к настоящему Вертинскому кидаться со сложными щами.

А в фильме надо как-то перетерпеть первую серию. Потому что как раз в ней и собралось все то, чего я опасалась: клише на клише, ломание, кривляние, сплин-кокаин. Но дальше, честное слово, все лучше. Не Бог весть как, но лучше. Моих чувств не посрамило. И ваших не посрамит, если не будете ждать от него чего-то более сериала. Конечно, Марлен Дитрих, болтающая по-русски, это о-о-о. Или эротическая сцена с Верой Холодной и Вертинским в постели. И все-таки бывает хуже, честное слово. Сильно хуже. К тому же могло пахнуть деньгами, а этого, к счастью, нет. Если сомневаетесь, смотреть или нет, посмотрите, не побрезгуйте. Только как бы со второй серии. А первую уж как-нибудь, под блины…»

Писатель и журналист Дмитрий Стахов высказался коротко и сердито:

«Какое феерическое, удивительно-поразительное фуфло этот ваш «Вертинский» (хватило на 12 мин.) - бездарь на бездари катается по бездарно декорированному павильону, а за ними бездарные операторы и звуковики, одним словом, Эрнст правильно потратил бабки…»

Зато «простой» блогерше Инне Петровой кино понравилось:

«В кои-то веки, похоже, реально достойная кинопремьера на первой кнопке. Вышитая тонкими, филигранными линиями, мощная работа. Причем шьют по-живому. Несколько раз расплакалась, пока смотрела первые две серии (я избалованный зритель, поэтому так реагирую редко).

Есть и «так себе» моменты: какая-то не то вялость, не то занятнутость некоторых эпизодов. Но они компенсируются пробивающими насквозь режиссерскими находками. Паулина в роли Веры Холодной – спорно, но, в принципе, этот образ она на «троечку» вытягивает.

Алексей Филимонов в главной роли – настоящее открытие. Виртуозное, глубокое, достоверное погружение в образ. Пока что, после просмотра двух серий, фильму Авдотьи Смирновой – «браво». Интересно, что будет дальше…»

А блогерша Наталья Сурикова справедливо порекомендовала всем еще не посмотревшим сериал, составить свое собственное мнение:

«Наш народ, как водится, нашел очередной повод для... Теперь под раздачу попал сериал "Вертинский". Ладно бы благородно скрещивали шпаги, а то ведь опять и снова выплёскиваем из себя всё - хорошее и не очень, не стесняясь в выражениях.

Как уж тут пройти мимо и не подкинуть дровишек в топку?

Меня удивляет, когда спрашивают: «Смотреть или не смотреть? Хороший фильм или плохой?» Зачем судить о фильме по мнениям других? Разве от того, что одним он нравится, а другие его ругают, моё восприятие изменится? Это же всегда очень личное дело каждого.

Мне, например, фильм нравится. Даже если самые мудрые киноведы будут убеждать в том, что фильм плохой уже потому, что поставила его дочь Смирнова и жена Чубайса, (аргумент типа зашибись), я лично фильм пока принимаю. Надеюсь, следующие серии меня не разочаруют.

И мне кажется достоинством даже то, за что его многие ругают. Да, конспективно, но в то же время очень точно передана именно атмосфера того времени, детали, особенности. И да, кокаин. Богема без кокаина тогда вообще не существовала. И богема, кстати, тоже. И не только без кокаина.

Казалось бы, всё мы о той эпохе знаем, а фильм многое помогает увидеть и прочувствовать как-то особенно пронзительно, ностальгически и больно.

Но самое главное, на мой взгляд, это прекрасная актерская работа Алексея Филимонова. После «Вечернего Урганта» с его участием я неожиданно и с удивлением для себя увидела в Филимонова очень интересного, глубокого актёра. Совсем другого человека, не такого, каким он был у Ивана. И это тоже говорит об Алексее как о думающем актёре, способном меняется до неузнаваемости в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

Мне очень импонирует, как в сериале прописан образ самого Вертинского. Деликатно, с любовью. Благодаря фильму я узнала и полюбила его не только как неординарную творческую личность, но и как талантливого, тонко чувствующего, глубоко интеллигентного человека, способного любить.

Ведь талант это и есть способность любить, сочувствовать и отдавать.

Спасибо всем создателям сериала. Если спорим, значит цепляет. А отношение к деталям и к душе человеческой в наших фильмах особенное. И кинематограф наш жив. И актеры у нас есть хорошие. И сценаристы, и режиссеры, и продюсеры. Даже если они миллиардеры, либералы или жены миллионеров…»

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter