Posted 1 декабря 2014,, 21:00

Published 1 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Худрук МДТ-Театра Европы Лев Додин

Худрук МДТ-Театра Европы Лев Додин

1 декабря 2014, 21:00
Когда этот номер «НИ» уходил в печать, в Театре Вахтангова начиналась торжественная церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». Подробный репортаж читайте завтра в свежем номере (имена лауреатов, а также видеозапись церемонии представлены на сайте журнала «Театрал» www.teatral-online.ru). В номина

– Лев Абрамович, вы только что вернулись из Европы, но так и не доехали до Москвы. Что вас задержало в Петербурге?

– Во-первых, я считаю, что из Европы я приехал в Европу, потому что Россия неотъемлемая часть Европы, что бы сегодня ни говорили. А во-вторых, Петербург мой дом и естественная конечная цель любого путешествия. Я прошу прощения, что не смог быть на вечере. После довольно долгой работы в Вене над оперой у меня накопилось множество дел дома – и организационных, и художественных, – и все это надо развести или, наоборот, свести вместе. У нас очень много планов. И кроме того, мы довольно скоро приедем в Москву играть «Вишневый сад» в рамках «Сезонов Станиславского». Так что все равно Москву мы не обойдем. А Москва не обойдет нас, будем надеяться.

– В 2008 году вы получили «Звезду Театрала» как лучший режиссер пятилетия. Но вот прошла еще одна пятилетка ударного труда, и зритель снова голосует за вас. В чем секрет такого постоянства?

– Это надо спросить у зрителя. Я думаю, секрет прежде всего в зрительской верности. Мне такой зритель нравится. А все остальные секреты мне объяснить трудно.

– Как вы думаете, почему сегодня, когда рубль борется с долларом, гречка то появляется, то исчезает, Украина на всех телеканалах, – зрителей по-прежнему волнуют Шекспир, Чехов и Додин?

– Спасибо за такой ряд имен. Я думаю, чем больше будут говорить по телевидению про рубль, про доллар, про евро, тем больше зрителю – то есть людям (не очень люблю слово зритель, совсем не люблю слово публика) будет нужен театр. Чем больше сохнет и напрягается атмосфера вокруг них, тем больше люди нуждаются в духовной жизни. Нуждаются в мысли о том, что у них есть душа и что к этой душе кто-то обращается, что существует сострадание, а не только ненависть и ажиотаж вокруг этой ненависти. Знаете, замечательный литературовед Михаил Гаспаров говорил: классика – это то, что нуждается и побуждает к перечитыванию. Перечитывая классику и перечитывая большую литературу, ты очень многое понимаешь и открываешь заново. И она, описывая то, что когда-то было, говорит тебе о том, что есть и, может быть, когда-то будет. Я думаю, что умные, чувствующие, интеллигентные люди хотят это знать и это чувствовать… Спасибо большое за интерес и любовь к нашему театру. «Звезда Театрала» – премия зрительская: я горд тем, что у нас замечательный зритель – и в Петербурге, и в мире, и в Москве. Мы с нетерпением ждем наших столичных гастролей, которые состоятся уже в декабре.

– Говорят, вы намереваетесь сделать новую редакцию вашего легендарного спектакля «Братья и сестры»…

– Вы знаете, такой непростой вопрос... В марте 2015 года спектаклю исполняется тридцать лет. Спектакль до сих пор жив и идет у нас в репертуаре… Но я всегда мечтаю о театре, который, как и классическая литература, может быть «перечитываем». То есть о театре, который способен отзываться на новое время новыми смыслами. Правда, у театра, в отличие от литературы, есть одно довольно тяжелое ограничение – это физический возраст артистов. Сегодня артистам первого состава становится все труднее играть спектакль. А мне ужасно не хочется, чтобы он уходил из нашего репертуара, поскольку «Братья и сестры» являются символом нашего театра. Мы иногда между собой говорим о братстве и сестринстве нашей компании. И вот представить МДТ без «Братьев и сестер» я не могу. Почему мы решились на такой опыт? Мы пытаемся снова родить то, что является очень большой темой, большой литературой и то, что сегодня удивительно актуально, современно и нужно. Не говоря уже о том, что мы с каждым годом все больше и больше забываем нашу историю, а это очень сказывается на нашем настоящем и может сказаться на нашем будущем. И последнее. «Братья и сестры» – это то, что сплотило наш коллектив. Сегодня у нашего театра растет новое поколение – пятое или шестое. Важно, чтобы и они прошли эту школу, чтобы она их сплотила друг с другом и с каждым из нас.

"