Posted 1 декабря 2009,, 21:00

Published 1 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Выбор зрителя

Выбор зрителя

1 декабря 2009, 21:00
Вчера на сайте «Новых Известий» завершилось зрительское голосование за номинантов премии «Звезда Театрала» – единственной столичной награды в области театрального искусства, где победителей выбирает публика. По итогам голосования главным звездам минувшего сезона 7 декабря на сцене Центрального дома актера будут вручены

В номинации «За лучший ансамбль» представлены пять спектаклей, в которых актерская игра напоминает виртуозный концерт, где каждая партия имеет строгую нотную запись, спектакль обретает особое звучание благодаря работе всех артистов. В этом году на «Звезду Театрала» номинированы «Река Потудань» (режиссер Сергей Женовач, Студия театрального искусства), «Рассказы Шукшина» (режиссер Алвис Херманис, Театр наций), «Старший сын» (режиссер Константин Богомолов, Театр п/р Табакова), «Дети солнца» (режиссер Адольф Шапиро, Малый театр), «Жизнь удалась» (режиссер Михаил Угаров и Марат Гацалов, Театр.doc, Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина).

«Река Потудань».

Пьеса Горького «Дети солнца» о назревающем конфликте интеллигенции и «простого народа» сыграна артистами Малого театра так мастерски, что кажется: мизансцены здесь выстраивались не режиссером, а артистами. Взмах ресниц, поворот головы, движение пальцев придают действу особое звучание. Подобное ощущение оставляет и спектакль «Рассказы Шукшина». Если к режиссеру применим термин «раствориться в актере», то это об Алвисе Херманисе, в трактовке которого проза Шукшина зазвучала злободневно, остро.

«Рассказы Шукшина».

«Жизнь удалась» – рассказ о четырех молодых людях из провинциального советского городка. Действие начинается как читка – в руках у актеров листки с текстом. В какой-то момент листки исчезают, и читка превращается в высокую драму о жизни на периферии. Спектакль «Река Потудань» поставлен по произведению Андрея Платонова как честный разговор героев (хороших, обычных людей) о тончайших движениях души и ума. И, наконец, спектакль «Старший сын» демонстрирует завидные профессиональные качества режиссера: проверенная временем литература не является в его руках инструментом для самовыражения, с драматургическим материалом он ведет себя почтительно, изящно, хотя и с легкой долей фамильярности, позволительной только близким. В «Старшем сыне» отчетливо звучит тема войны. Первое послевоенное поколение, воспитанное женщинами и семейными легендами, поколение неполных семей, разрушенных домов, разлученных близких. Поэтому так сильна пронзительная тяга к общему дому, к абажуру над столом.

«Старший сын».

В номинации «За новаторство на театральной сцене» представлены шесть спектаклей минувшего сезона: «Бедная Лиза» (режиссер Алла Сигалова, Театр наций), «Синее чудовище» (Константин Райкин, театр «Сатирикон»), «Сказки» (Юрий Любимов, Театр на Таганке), «Opus №7» (Дмитрий Крымов, «Школа драматического искусства»), «Времена… года» (Иван Поповски, Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой), «Берег женщин» (Анжелика Холина, Театр имени Вахтангова).

«Дети солнца».

Отчаянно смелый эксперимент Аллы Сигаловой и двух артистов («Бедная Лиза») в пространстве свободной сцены выглядит как очередное размышление режиссера на тему любви и одиночества. Проект интересен еще и потому, что драматическая актриса Чулпан Хаматова выступила в роли балерины. Размышлениями насыщен и «Opus №7», только его тематика совсем иная. Это попытка режиссера разобраться в жизни с помощью самых разнообразных сценических средств. В диалог со зрительным залом вступают не только артисты, но и музыка, краски, инсталляции. В результате родился новый жанр, который можно назвать «театром художников». Попытку соединить драматический театр и цирковое искусство предпринял Константин Райкин, поставив «Синее чудовище» – спектакль, в котором раздвинуты границы привычной действительности.

«Жизнь удалась».

Театр музыки и поэзии стал реальностью в Москве только благодаря Ивану Поповски и его способности воплотить на сцене, в звуке, цвете, свете, голосах, одеждах и движениях актеров то, что другим мерещится, когда они слышат музыку. Чувства женщины во время войны легли в основу спектакля «Берег женщин». Недавние студенты Щукинского училища «танцуют» состояние женщин под песни Марлен Дитрих в то время, когда за окном раздаются артиллерийские взрывы. Наконец, еще один претендент на «Звезду Театрала» – спектакль Юрия Любимова «Сказки», в котором зашифрован весь таганковский путь, берущий свое начало в стенах вахтанговской школы, продолжающийся в брехтовском «Добром человеке». В «Сказках» слышны голоса «Святочных духов прошлых лет»: карнавальное очарование Вахтангова, безумие Мейерхольда, ворчание Станиславского, лукавство Брука…

"