Posted 2 ноября 2018,, 18:50
Published 2 ноября 2018,, 18:50
Modified 7 марта, 16:20
Updated 7 марта, 16:20
Валерий Рокотов, драматург
15 лет назад история Виталия Калоева потрясла мир. Он потерял семью в авиакатастрофе, отказался от предлагаемых компенсаций, требуя только одного – чтобы ему принесли извинения. Он хотел увидеть раскаяние как в глазах руководства компании «Скай Гайд», так и в глазах непосредственного виновника катастрофы, диспетчера Петера Нильсена.
Никаких извинений не последовало. Швейцарская компания снарядила армию адвокатов, и её сотрудник спрятался за их спинами. Извинения были фактическим признанием вины, а компания надеялась выкрутиться – максимально снизить размер компенсаций. Виновник трагедии залёг на дно. Ему наняли психологов, чтобы подлечить нервы и вернуть на работу.
Холод и расчётливость стали виновником ещё одной драмы. Произошло то, чего в Швейцарии явно не ожидали. Отчаявшийся, ищущий справедливости человек разыскал Нильсена и нанёс ему смертельные удары ножом.
В 2017 году об этой трагедии напомнил фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. О нём отзываются снисходительно, и совершенно напрасно. Фильм добросовестно сделан, и Шварценеггер в нём выглядит убедительно. Он, как и его русский коллега, снял свою маску – супергероя – и глубоко прожил роль.
В картине оказались два главных героя – глава погибшей семьи и диспетчер. Второй был показан жертвой трагических обстоятельств, истерзанной нападками со всех сторон и собственной совестью. Логика сюжета, «додуманного» сценаристами, вела к прощению, к примирению в горе, как в картине «Постовой на перекрёстке» с Джэком Николсоном. Поэтому сцена убийства кажется грубо вклеенной в фильм.
Виталий Калоев не одобрил картину. Отступления от реальной истории показались ему неприемлемыми и спекулятивными. Особо болезненно он воспринял оправдание Нильсена. По его словам, тот не испытывал никакого раскаяния. В минуту роковой встречи в его взгляде не было ничего, кроме раздражения и презрения.
Наш фильм, в отличие от американского, чётко следует фактам. Здесь практически ничего не додумано. Он не лучше американского, но и не хуже. Он просто другой. Это рассказ о том, что вынести невозможно. Не о преодолении в нём идёт речь, не о геройстве, а о достоинстве. О том, что горе требует от людей сохранять лица – не прятаться, не лукавить, а признать вину и разделить боль.
Причиной трагедии над Боденским озером стала двойная беспечность: техники «Скай Гайд» отключили часть связи, а диспетчер нарушил инструкцию, отпустив напарника, и своими приказами дезориентировал лётников. Погиб 71 человек. В числе жертв оказались 52 ребёнка.
Признать вину и покаяться перед родственниками – всё, что требовалось от руководства швейцарской компании и её диспетчера. Поступи они по-человечески – Калоев не стал бы брать в руки нож.
Дмитрий Нагиев получил главную роль из-за внешнего сходства с героем и давней симпатии режиссёра. Сарик Адреасян оказался под впечатлением его игры в фильме Александра Невзорова «Чистилище» и был уверен, что тяга к драматическим ролям у него не иссякла.
О работе артиста он отозвался восторженно. Бульварная пресса явно писала о каком-то другом Нагиеве, капризном близнеце того человека, который целиком отдавался своей роли, добавляя к ней точные детали, не прописанные в сценарии.
Несмотря на кричащие различия американского и русского фильмов, в них есть нечто объединяющее. Оба фильма оказались абсолютно схожи своим посланием – демонстрацией глубокого отвращения к миру юристов, к самому их типу сознания, пребывающего за рамками человечности.