Posted 1 ноября 2010,, 21:00

Published 1 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Английский эксперимент

Английский эксперимент

1 ноября 2010, 21:00
Эти дни в Москве были богаты анимационными показами – и фестиваль «Линолеум», и необъятная афиша «Большого фестиваля мультфильмов». А помимо этого, жители столицы могли увидеть фильмы-лауреаты c последней British Animation Award (Британская анимационная премия), сборник которых показали в рамках одного из фестивалей. В

Английские мультфильмы смотрятся всегда с интересом: даже если не понравятся, то уж точно заинтригуют, запомнятся, дадут пищу для размышлений. Здесь вам и мультик из света, где запущенный в комнату солнечный зайчик гуляет по пространству мансарды, принимая разные формы, чтобы выбрать в результате самую совершенную, то есть человеческую, а потом угаснуть с закатом солнца («Но что за свет»). А рядом – сумасшедшая история про человека в странном костюме, который сидит на краю пропасти и съедает конфетку каждый раз, когда кто-то прыгает вниз («Смерть желтопузика»). И мрачноватая, бередящая душу нечеловеческой тоской повесть о двух людях-волках, встретившихся однажды в вагоне метро («Волки»). И выстроенный из одних лишь знаков препинания графичный рассказ о гибели райского острова под напором цивилизации («Типо-остров»). А еще – макабрическая компьютерная гонка двух могильщиков, которые через все преграды пытаются доставить гроб к месту назначения («Не кантовать», более известный как «Путь наверх»). И очередная серия суперминималистичной комедии про человека и его некормленого кота («Кот Саймона: ужин у телевизора»).

В общем, англичане всегда делают что-нибудь этакое – необычное, выпендрежное, экспериментальное, иногда даже шокирующее. Именно такая анимация в Англии развивается и поддерживается на всех уровнях и на каждом шагу. Сначала в великолепных английских школах (Royal College of Art и National Film and Television School), где студентов учат делать экспериментальное кино. Затем на уровне культурных фондов и телевидения (английский Channel 4 не только показывает, но и финансирует наравне с сериальной продукцией весьма нестандартные произведения). Потом смелых аниматоров поощряют разнообразными премиями, включая BAFTA и BAA. Не остаются режиссеры и без зрительского внимания: все это странное, заумное и экстравагантное английская публика смотрит, знает и любит. Ну и, наконец, самые успешные экспериментаторы легко выходят на международный уровень с помощью и поддержкой Британского совета (который ежегодно устраивает гастроли национальной анимации по разным странам).

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «СМЕРТЬ ЖЕЛТОПУЗИКА»

От нашего анимационного образа жизни английский отличается кардинальным образом. Даже не потому, что у нас нет никаких Channel 4 и Британского совета. А потому, что взгляды на искусство у нас совсем другие. В наших вузах учат ремеслу и мастерству: объясняют, как внятно рассказать историю, как донести до зрителя главную идею, как избежать дурновкусия и достичь гармоничного сочетания всех элементов. Именно такое кино – понятное, классическое и доступное для зрителя – поддерживается Минкультом, поощряется на Суздальском фестивале, заслуживает похвал от мэтров и иногда, при большом везении, транслируется по телевизору (канал «Культура» иногда отдает нашей авторской анимации минут 15 ночного эфира). Учитывая редкость показов, зритель сформировать своего отношения к нашим мультфильмам не успевает, но в теории тоже убежден, что эксперименты – блажь отдельных зазнаек и непозволительная для нашей культурной экономики роскошь. Равно как и в том, что искусство анимации должно жить в зоне, очерченной «Шреком» и старым советским кино.

Распространяется эта осторожность и на наших анимационных режиссеров, которые часто с большим недоверием относятся к киноэкспериментам, предпочитая проверенные методы неизведанным художественным пространствам. От одного можно услышать, что, так же, как в науке, «на сотню художественных экспериментов удается в лучшем случае один», от другого, что «плохонькое классически-нарративное кино куда съедобнее получается, чем большинство даже не самых плохих экспериментов».

Одним словом, английская культурная политика выглядит для нас несколько спорно. Только вот результаты она дает самые неоспоримые. Ведь на нынешний день именно Англия гордится самой успешной неголливудской западной анимационной студией. И выросла создавшая «Уоллеса и Громита» Aardman Animations все из тех же экспериментов, смелых решений и нестандартных художественных жестов. А мы со своим «тише едешь» пока что можем похвастаться только «Богатырской трилогией», которая точно вписывается в зону между «Шреком» и советским мультфильмом и, увы, сильно не дотягивает по качеству ни до той, ни до другой границы.

"