Posted 1 ноября 2006,, 21:00

Published 1 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

Музыкальная сборная

Музыкальная сборная

1 ноября 2006, 21:00
Национальный филармонический оркестр России (НФОР), возглавляемый Владимиром Спиваковым, недаром называют «национальной музыкальной сборной» – маэстро объединил в своем оркестре исключительно первоклассных музыкантов. Однако мало кто догадывался, что мастера оркестровой игры могут блистательно выступать в камерных анса

На днях артисты Национального филармонического оркестра сыграли концерт в Камерном зале Дома музыки, представив на суд публики программу, в которую вошли как традиционные, так и самые необычные инструментальные произведения, созданные композиторами трех предшествующих столетий.

Высочайший класс мастерства и оригинальность подбора произведений для этого вечера были заявлены с первой ноты. Концерт открыла соната Дебюсси, написанная композитором для арфы, флейты и альта. Изысканная импрессионистическая музыка, филигранно исполненная Илоной Нокелайнен, Светланой Митряйкиной и Наталией Болдовой, произвела впечатление своеобразного музыкального привета из эпохи ар нуво. Ансамбль скрипачей НФОР под управлением концертмейстера вторых скрипок оркестра Людмилы Муриной уже в «Славянском танце» Дворжака покорил артистизмом и завидным темпераментом, особенно проявившимися в зажигательной миниатюре «Мартовский хоровод» румынского композитора Динику. А благородство звука и четкость фразировки в Антракте из балета «Раймонда» Глазунова заставили вспомнить лучшие времена легендарного ансамбля скрипачей Большого театра, прославившегося на весь мир совершенством исполнения.

Программа концерта была составлена так, что логичным откликом на скрипичный ансамбль в первом отделении стало выступление во втором отделении ансамбля виолончелистов во главе с музыкантом экстра-класса, концертмейстером группы виолончелей НФОР Юрием Лоевским. Его ансамбль практически единственный в своем роде: в концертной практике распространены ансамбли скрипачей, а камерные коллективы виолончелистов – редкость. Благодаря таланту и мастерству Лоевского, воспитанника Мстислава Ростроповича, знаменитые миниатюры «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Лебедь» Сен-Санса и «Бразилейра» Мийо были исполнены совершенно.

Ансамбль Светланы Степченко, первоклассной альтистки, широко известной в профессиональных кругах, был громко заявлен как Камерный оркестр НФОР. Однако программа этого блока концерта больше походила на бенефис самой Степченко, растянувшись по времени на полтора полноценных отделения. Часть выступления состояла из ансамблей альтистки с блестящими солистами-духовиками НФОР – непревзойденными мастерами флейтистом Сергеем Бубновым и фаготистом Александром Петровым и музыкантами следующего поколения – валторнистом Станиславом Давыдовым и кларнетистами Михаилом Соловьевым и Виталием Феоктистовым. В игре самой Светланы Степченко, к сожалению, значительное место было уделено внешним эффектам. В завершение программы первого отделения концерта Светлана Степченко подключила свой инструмент к усилителю для исполнения музыки Гершвина и Пьяццоллы, которую серьезные музыканты обычно исполняют в естественной акустической среде. Этот прием не придал исполнению ни смысла, ни стиля, но, безусловно, всех тронула та проникновенность, с которой альтистка посвятила два номера безвременно ушедшим коллегам.

Надо обладать огромным личностным и артистическим потенциалом, чтобы после Пьяццоллы завоевать публику исполнением сложнейшего философского трио Шостаковича. Это удалось двум великолепным мастерам – первой скрипке НФОР Еремею Цукерману и первой виолончели Юрию Лоевскому. Их ансамбль органично дополнила молодая талантливая пианистка Александра Тульчинская.

Эффектным финалом вечера стали выступления ансамблей ударных и духовых инструментов НФОР. Ансамбль под управлением одного из самых опытных мастеров Валерия Поливанова продемонстрировал публике огромный творческий потенциал ударной группы инструментов, включая самую экзотическую перкуссию. Брасс-квинтет феерически исполнил популярные джазовые миниатюры, вызвав нескончаемые овации у публики, которая с восторгом приветствовала всех музыкантов, особо выделив молодого солиста-трубача Кирилла Солдатова, прекрасно солировавшего в предшествующем джазу концерте Марчелло. Великолепное звучание брасс-квинтета НФОР – чистейший звук, ни намека на кикс или нестройность, свобода музицирования и импровизации – дало все основания полагать, что в НФОР – не только лучшие в стране струнники, но и наконец-то собралась элита исполнителей на медных духовых инструментах.

"