Posted 1 октября 2014,, 20:00

Published 1 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

В поисках рая

1 октября 2014, 20:00
В Музее Академии художеств стартовал выставочный проект «Ретроспектива 1965 – 2014», демонстрирующий творчество ведущих итальянских художников-мозаичистов Марко Бравуры, Марко Де Луки и Вердиано Марци. Несколько десятилетий назад признанные ныне мэтры мозаики получили дипломы Института мозаичного искусства имени Джино

Под экспозицию отдан Рафаэлевский зал, но, принимая во внимание монументальный и концептуальный характер некоторых работ, кое-что разместили уже «на подходе» к месту основного показа. Так, сверкающая на солнце – благо осень в Северной столице выдалась теплой и солнечной – инсталляция «ROTO B» Марко Бравуры расположилась на Университетской набережной у стен Академии художеств. Смыслы в инсталляции заключены глобально-космические: это и призыв к повторному использованию и переработке отходов (конструкция изготовлена из обрезков стеклянной смальты) и своего рода символическое звучание планеты Земля, и попытка «перезагрузки» восприятия современным человеком окружающего мира. Являясь объектом, эстетически завершенным и зрительно совершенным, «ROTO B» относится к произведениям, способным заполнить пространство единолично, поэтому ее «вывод» за пределы и выставочного зала, и, собственно, помещения оказался оправданным и удачным.

В содружестве с архитектором Тотаном Кузембаевым мозаичист Вердиано Марци создал гигантский короб, «усеянный» металлическими пиками, пронзающими насквозь его боковые стены, в середине которого скрывается яйцо с кощеевой погибелью. Пространственная композиция «Кощей Бессмертный» была выполнена для выставки «Реликварий», проходившей в 2011 году в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства. В Академии художеств «железный дом» поставили на площадку возле лестницы. Яйцо поделено на две половины – черную и белую; пики не зафиксированы: при желании ими можно двигать. Вечное противоборство жизни и смерти подано авторами на уровне аллегорическом, и «Кощея», видимо, можно считать «эпиграфом» ко всей нынешней экспозиции.

Рафаэлевский зал превращается во вместилище диковинных форм и образов, развешанных по стенам и установленных на полу. Приглушенные тона соседствуют с цветами буйными и ослепительно-резкими; названия работ поэтичны и многозначны – «Исконная архитектура» (2010, Бравура), «Лунные лепестки» (2007, Марци), «Невидимый щит» (2008, Бравура), «Луна в колодце» (2011, Де Лука)...

В центре зала – импровизированная лодка, из общего ряда она выбивается простотой и неказистостью. Однако ее присутствие не случайно. Это лодка Харона – перевозчика душ умерших через реку Стикс. В экспозиции нет ада, но есть рай. Он скрыт в «шатре», наполненном сладкоголосым птичьим пением и насыщенном светом, струящимся из свисающих с потолка гибких светодиодных трубок и отражающемся в блестящих подвесных шарах. Прямо «по курсу» покидающие райские кущи видят чудесные мозаичные деревья на золотом фоне. Финальным аккордом становится вполне земная гармония.

"