Posted 1 октября 2013,, 20:00

Published 1 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:35

Updated 8 марта, 04:35

«Не допущу, чтобы театр стал «модным местом»

«Не допущу, чтобы театр стал «модным местом»

1 октября 2013, 20:00
Второй раз подряд «Современник» начинает сезон с печальной ноты: в прошлом году во время отпуска ушел из жизни Игорь Кваша, в нынешнем – Лилия Толмачева. После минуты молчания Галина Волчек сказала: «Для «Современника» это тяжелейшая утрата, но жизнь продолжается, хотя эта жизнь будет крайне сложна – наступает очень не

«Мне со всех сторон задают вопросы о сроках и о том, где именно театр будет играть свои спектакли, – отметила Галина Борисовна. – И предстоящих перемен я очень боюсь. Страшно, когда театр превращается в разъездной и бесконечно меняет свои адреса. Для него это гибель».

Однако пришедший на сбор труппы глава департамента культуры Москвы Сергей Капков успокоил собравшихся: «Полная реконструкция театра будет продолжаться два года. В эти два года «Современник» не будет переезжать с места на место и полноправно разместится во Дворце на Яузе. Причем другие арендаторы не будут ему мешать. А затем коллектив вернется на Чистые пруды».

На вопрос Галины Волчек: «А когда ремонт начнется?» – г-н Капков ответил: «Как только вы отметите свой юбилей (в декабре 2013 года. – «НИ») и выпустите запланированные спектакли, то сразу можете переезжать». На что Галина Борисовна сама назвала дату: «Тогда для переезда будем планировать февраль».

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Как всегда, на сборе труппы худрук «Современника» произнесла программную речь. Однако в этом году речь звучала особенно остро и главным в ней был призыв «не выносить сор из избы» и «не допускать глупейших пересудов».

«Я не приемлю, когда рождаются всякие ненужные разговоры и сплетни, в которых мы, к сожалению, в последнее время просто утопаем. Закулисный буфет превратился в клуб, где обсуждаются совсем не творческие вопросы. Я прошу вас прекратить все разговоры о том, сколько мы зарабатываем за тот или иной спектакль. На какую постановку билеты раскупаются мгновенно, а на какую несколько сложнее. Театр не может жить исключительно победами и аншлагами. И своего рода неудачи – это нормальная практика любого живого театра. Без них невозможны победы. Поэтому подобные разговоры, которые были сплошь и рядом, я больше не позволю. Это не входит в ваши профессиональные обязательства».

Отдельно разговор коснулся недавно уволенного из «Современника» директора Владимира Бакулева. «Когда в театре был отпуск, у меня разрывался телефон: многие задавали вопрос: за что вы уволили Бакулева? Я разводила руками, поскольку лично я не наделена правом увольнять директоров. А ситуация произошла неожиданная: за несколько дней до отпуска мы узнали, что к Бакулеву есть очень большие претензии в той области, которой я с момента своего назначения не интересовалась. Никакая финансовая деятельность меня не касалась. Могу только одно сказать, что, несмотря ни на что, очень ему благодарна. 40 лет своей жизни я провела под девизами «нельзя», «нет» и «невозможно», но благодаря Бакулеву год жила в том, что все возможно – и повысить разряд артисту возможно, и потратить деньги на дорогостоящую декорацию возможно. Хорошо по-человечески отношусь к нему и сейчас, и вспоминать о нем худо не стану, несмотря на то, что он совершал ошибки, которые совершать в этой должности нельзя».

В настоящее время «Современник» ищет нового директора, на плечи которого лягут и все заботы о переезде. «Очень трудный момент мы сейчас переживаем, – подчеркнула Галина Борисовна. – Причем он протекает на фоне общих бед русского театра. Исследователи будут анализировать эти процессы в книгах, но можно сказать одно: театр как никогда претерпевает нечеловеческие трудности. Это тоже результат нашей жизни и того отношения, которое сложилось к нему в обществе. У нас, к сожалению, перепутано понятие «театр» и понятие «модное место». Но пока я жива, постараюсь не допустить, чтобы мы превратились в «модное место». Это на всех нас накладывает ответственность. Кроме того, нам нельзя растерять нашего зрителя по дороге с Чистых прудов на Яузу. Задача сложнейшая, ведь и адрес, и привычка тоже имеют значение. Мы, как в самом начале нашего пути, должны, взявшись за руки, объединиться и понять, что есть не «я», а «мы». Вы должны настроиться на то, что только таким образом и можно будет победить эту очень непростую ситуацию».

В числе ближайших планов театра – премьера спектакля «Игра в джин» по пьесе Кобурна (постановка Галины Волчек, в ролях Лия Ахеджакова и Валентин Гафт), а также спектакль для детей и взрослых «Золушка» по Шварцу в постановке Екатерины Половцевой. Специально для этого спектакля несколько песен написала Земфира.

"