Posted 1 октября 2003,, 20:00

Published 1 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Политический страх

Политический страх

1 октября 2003, 20:00
Международный кинофестиваль «Чечня», который должен был начаться в столичном Киноцентре 1 октября, едва не был сорван. Поздно вечером накануне его открытия дирекция Киноцентра уведомила оргкомитет фестиваля о том, что возвращает деньги, полученные за демонстрацию картин. Заявлению предшествовали звонки с требованием о

В Москве к проведению фестиваля готовились тщательно. Ударить лицом в грязь не хотелось: фестиваль уже с успехом прошел в Японии, в Лондоне (во время визита Владимира Путина), в Нью-Йорке и Вашингтоне (в дни российско-американского «саммита», накануне встречи лидеров России и США). Московский этап фестиваля приурочили к выборам президента Чечни. В оргкомитет вошли 12 международных правозащитных организаций, в числе которых Сахаровский Центр, общество «Мемориал», Фонд защиты гласности. На улицах и в метро были расклеены сотни плакатов и рекламных стикеров с указанием времени и места действия: «1–4 октября. Киноцентр на Пресне».

И вдруг вечером 30 сентября члену оргкомитета фестиваля Юрию Самодурову позвонил худрук Киноцентра Владимир Медведев.

Как рассказал вчера журналистам Самодуров, его почему-то спросили, дал ли свое согласие на показ фильмов замглавы администрации президента г-н Сурков? «Я ответил: «А почему он должен давать свое согласие? Мы послали ему приглашение, при чем тут его согласие?» После этого мне было объявлено, что показ не состоится. Причины будут изложены в письменном виде. Перед тем как окончательно указать на дверь, меня попросили вычеркнуть из списка фильмов «Покушение на Россию», «Террор в Москве», «Убийство с международного согласия» и «Правдивые рассказы: война Бабицкого» – взгляд на события в Чечне известного журналиста». Все эти фильмы, снятые независимыми зарубежными кинорепортерами, так или иначе, затрагивают деятельность ФСБ. Отказ Киноцентра их демонстрировать сделан явно под давлением этой организации...

Юрий Самодуров рассказал о случившемся на пресс-конференции в Сахаровском Центре-музее, директором которого он является и в стены которого в спешном порядке был эвакуирован фестиваль. Совсем как мирные жители из-под бомбежки. Будто бы в подтверждение прозвучавшего рассказа принесли еще тепленький, только что полученный из Киноцентра факс: «АНО «Киноцентр» не может предоставить зал № 2 (121 место) для проведения Международного фестиваля «Чечня» по следующей причине: аннотации на фильмы фестиваля мы получили только 30 сентября в 17 часов (договор был заключен 9 августа). Из более подробной информации следует, что ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа в Киноцентре».

Внизу документа – подпись художественного руководителя «Киноцентра» Владимира Медведева.

Чтобы стало ясно, на каком основании был официально дан отказ в праве говорить правду о Чечне, приведу текст одной из не понравившихся г-ну Медведеву аннотаций:

«Террор в Москве». Режиссер Дэн Рид. Производство канала Channel 4/Mentorn (Великобритания). Этот потрясающей силы документальный фильм, автор которого – продюсер и режиссер Дэн Рид, создатель знаменитой «Долины», рассказывает о том, что на самом деле происходило в те страшные дни в осажденном Театральном центре на Дубровке. В его основе свидетельства очевидцев, записи разговоров по мобильной и стационарной телефонной связи, ранее не демонстрировавшиеся съемки штурма здания и его результатов, и, самое главное, уникальная видеозапись, которую вел один из боевиков своей любительской камерой, – взгляд изнутри и на развитие трагедии, и на ее последствия для тех, кто попал в эпицентр событий».

Бывшее под угрозой срыва, но все же состоявшееся открытие фестиваля превратилось в острую дискуссию. В доме, носящем имя Андрея Сахарова, собралась целая плеяда правозащитников: Лев Пономарев (движение «За права человека»), Олег Орлов (центр «Мемориал»), Валентина Мельникова (Союз комитетов солдатских матерей), Павел Арсеньев (Российское представительство Фонда гражданских свобод), Анна Политковская («Новая газета»). Все они по-разному высказывались о решении руководства «Киноцентр», но были солидарны в одном: причина отказа – страх.

В компании правозащитников нашлись и те, кто пытался защитить г-на Медведева. «Киноцентр» сейчас в очень сложном положении, есть много желающих его заполучить, – как всегда страстно говорила кинокритик Алла Гербер, президент фонда «Холокост», бывший депутат Госдумы. – Я знаю людей, работающих в «Киноцентре». Поверьте, они не просто так вот, за чашкой кофе, решили отказать в проведении фестиваля. Уже то, что они согласились на фестиваль, – смелый шаг с их стороны. Нельзя обвинять их. Решение об отказе далось им очень тяжело, и понятно, что они сделали это под давлением».

В ответ раздался голос Валентины Мельниковой: «Если кому-то вдруг стало страшно, давайте бояться вместе! Может, смелее станем! Я не могу оправдывать действия руководства Киноцентра тем, что они испугались. Ко мне все чаще приходят мамы и говорят: «Я отдавала ребенка в армию, а не на войну. Войны ведь нет – об этом и по телевизору говорят…» А война тем временем, как мы знаем, идет. Своими действиями руководство Киноцентра попыталось помешать рассказать об этом обществу. Знаете, я начала работать в нашем комитете в 93-м году, и тогда было гораздо легче спасать солдат, чем сейчас...»

Пока оргкомитет кинофестиваля «Чечня» занимался экстренной передислокацией своих сил, пока шла подготовка к открытию и пресс-конференции, худрук «Киноцентра» спешил изложить свою версию случившегося. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» г-н Медведев сказал, что никакого давления на него не оказывалось. Принятое им единоличное решение худрук объяснил нежеланием «портить отношения с высшими органами», разрешая к показу фильмы «антироссийской направленности». В ответ на вопрос, что, собственно, имеется в виду – фильмы-то документальные, показывающие все, как было и как есть, – из уст г-на Медведева прозвучало буквально следующее: «Мы дорожим именем «Киноцентра», и прямо скажу: Березовский здесь не нужен! Основанный Березовским Фонд гражданских свобод – один из спонсоров фестиваля, фильм «Покушение на Россию» снят при поддержке Березовского, распространялся им на кассетах. К нашим фильмам претензий нет, а все зарубежные – антироссийского направления, и нам это в «Киноцентре» ни к чему. Все это чистая политика, а мы политикой не занимаемся, мы показываем художественное кино...».

Сказано это было, повторим, по радио, а не на пресс-конференции в Сахаровском Центре. Но и там главной темой разговора стала проблема ответственности гражданина и художника.

«Когда мы устроили у себя в музее выставку «Осторожно, религия!», направленную против клерикалов, а никак не против чувств верующих, депутаты Государственной думы посвятили ей целых три заседания! Интересно, сколько раз они будут заседать по поводу того, что наш фестиваль пытались сорвать?»

Тут же, на пресс-конференции, члены Оргкомитета приняли решение: кассеты с фильмами фестиваля отправить каждому депутату Государственной думы с тем, чтобы они, как выразился Павел Арсеньев, «хотя бы на время выборов вспомнили о существовании Чечни, одного из субъектов нашей Российской Федерации».

На открытии показали один из фильмов, которые будут демонстрироваться в Музее в ближайшие три дня, – «Чеченскую колыбельную» (студия Unite Documentaires, Франция). Картину сняла грузинский режиссер Нино Киртадзе. Рассказ ведут пятеро военных корреспондентов – англичанин, американец, русский, француженка и чешка. Они, дополняя друг друга, делятся со зрителем тем, что сами пережили. Фильм удостоен многочисленных призов, в том числе Премии Адольфа Гримме, которая считается «Оскаром» немецкого ТВ.

Чечня 30-х годов. Остается несколько лет до депортации чеченского народа. Тысячи мужчин истово молятся, а за кадром нежный женский голос поет колыбельную своему малышу. А на экране тем временем вылинявшие кадры сменяются свежими – плачущие дети, их убитые родители, разрушенный Грозный...

После фильма подумалось: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Дом Сахарова тесноват, но есть ли в Москве лучшее место для проведения такого фестиваля? Рядом с крохотным кинозалом – постоянная экспозиция музея. Лица наших сограждан–жертв коммунистических репрессий: ученые, военные, священники, писатели, художники, артисты и режиссеры кино...

А неподалеку – небольшая фотовыставка: хроника чеченской войны. Под снимками не обозначено, где, когда и кем они сделаны. Только одно слово в правом нижнем углу, кроваво-красными буквами по черному фону: «Хватит!»



"