Posted 1 сентября 2015,, 21:00
Published 1 сентября 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:23
Updated 8 марта, 03:23
Из классиков в конкурсе представлены только Марко Беллоккьо и Ежи Сколимовский, из модных режиссеров конца ХХ века – Атом Эгоян и Амос Гитай, из совсем новых – Чарли Кауфман и Том Хупер. Последний прославился фильмом «Король говорит», а в Венеции покажет свою последнюю работу «Девушка из Дании». Большинство остальных конкурсантов малоизвестны, между тем судить конкурс будет необычайно авторитетное жюри, в которое вошли Нури Бильге Джейлан (прошлогодний победитель Каннского фестиваля), Хоу Сяосянь (недавно выигравший приз за режиссуру в Каннах), оскароносец Павел Павликовский. Возглавит эту команду мэтров Альфонсо Куарон, во многом обязанный Венецианскому фестивалю своей блистательной режиссерской карьерой.
Еще одно раскрученное, отчасти благодаря Венеции, режиссерское имя – исландец Бальтасар Кормакур, ныне выступающий под флагом Голливуда. И в Старом, и в Новом Свете ждут мировой премьеры его «Эвереста», снятого в 3D в жанре фильма-катастрофы, только не фантастического, а пара-документального. Сюжет этого блокбастера построен по мотивам книг, описывающих легендарное стихийное бедствие на высочайшей вершине мира в 1996 году, которое унесло жизни многих альпинистов. Незадолго до съемок в апреле 2014-го в Непале опять разбушевалась стихия, и число жертв превысило рекордную цифру восемнадцатилетней давности. Съемки были отложены, но потом успешно доведены до конца. Именно «Эверест» будет показан сегодня на открытии фестиваля, и именно это событие позволит завлечь на Лидо целую обойму звезд: ведь в картине снимались Джейсон Кларк, Кира Найтли, Джек Джилленхон, Джош Бролин – и это еще не весь звездный список.
Если говорить о географии венецианской программы, в ней явно доминируют США, Италия и Франция, но нашлось место и для таких стран, как Южная Африка и Венесуэла. Если не считать «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна, которого покажут в ретроспективе, фильмов российского производства в Венеции не будет. Однако появятся две картины, так или иначе связанные с Россией, – «Франкофония» Александра Сокурова и «Событие» Сергея Лозницы. Первая участвует в конкурсе, вторая включена в официальную внеконкурсную программу.
«Франкофония» – очередной опыт Сокурова в кинематографическом исследовании истории. На протяжении своей интенсивной карьеры этот режиссер работал в широком диапазоне от камерно-интимного кино до постановочной философской фантастики: к ней можно смело отнести «Фауста», который четыре года назад принес Сокурову венецианского «Золотого льва». При этом он периодически возвращался к документальным опытам и к истории Второй мировой, так что «Франкофония» органично вышла из сферы его давних интересов.
Еще один источник этого проекта, осуществленного во франко-немецко-голландской копродукции, – любовь Сокурова к живописи и к атмосфере Музея как хранилища таинств мировой культуры. Именно эта любовь вызвала к жизни самый успешный с точки зрения зарубежного проката фильм режиссера «Русский ковчег», и вот теперь вместо Эрмитажа – Лувр, причем в самый драматический момент его существования, когда нацисты захватили Париж и само существование супермузея поставлено под вопрос. Строго документированный в своей основе, по форме фильм представляет игру с разными жанрами, форматами и технологиями.
Что касается «События» (голландско-бельгийское производство), это еще один интереснейший опыт еще одного известного режиссера по интерпретации недавней истории. Делая монтажный фильм на основе хроники событий путча 1991 года в Ленинграде, Сергей Лозница опирается на собственную концепцию кинематографа, которая позволяет заглянуть в глаза людям другой эпохи и прочитать в них не только их прошлое и настоящее, но также их будущее.