Posted 1 сентября 2015,, 21:00

Published 1 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:23

Updated 8 марта, 03:23

«Эверест» и другие вершины

«Эверест» и другие вершины

1 сентября 2015, 21:00
Сегодня в Венеции открывается 72-й Международный кинофестиваль. На вопрос, какие фильмы из его обширной программы обязательно нужно посмотреть, ответить не так легко. Конечно, когда пусть даже на периферии программы появляется имя Артуро Рипштейна или Цай Миньляна, это для настоящего киномана приглашение в кинозал. Но

Из классиков в конкурсе представлены только Марко Беллоккьо и Ежи Сколимовский, из модных режиссеров конца ХХ века – Атом Эгоян и Амос Гитай, из совсем новых – Чарли Кауфман и Том Хупер. Последний прославился фильмом «Король говорит», а в Венеции покажет свою последнюю работу «Девушка из Дании». Большинство остальных конкурсантов малоизвестны, между тем судить конкурс будет необычайно авторитетное жюри, в которое вошли Нури Бильге Джейлан (прошлогодний победитель Каннского фестиваля), Хоу Сяосянь (недавно выигравший приз за режиссуру в Каннах), оскароносец Павел Павликовский. Возглавит эту команду мэтров Альфонсо Куарон, во многом обязанный Венецианскому фестивалю своей блистательной режиссерской карьерой.

Еще одно раскрученное, отчасти благодаря Венеции, режиссерское имя – исландец Бальтасар Кормакур, ныне выступающий под флагом Голливуда. И в Старом, и в Новом Свете ждут мировой премьеры его «Эвереста», снятого в 3D в жанре фильма-катастрофы, только не фантастического, а пара-документального. Сюжет этого блокбастера построен по мотивам книг, описывающих легендарное стихийное бедствие на высочайшей вершине мира в 1996 году, которое унесло жизни многих альпинистов. Незадолго до съемок в апреле 2014-го в Непале опять разбушевалась стихия, и число жертв превысило рекордную цифру восемнадцатилетней давности. Съемки были отложены, но потом успешно доведены до конца. Именно «Эверест» будет показан сегодня на открытии фестиваля, и именно это событие позволит завлечь на Лидо целую обойму звезд: ведь в картине снимались Джейсон Кларк, Кира Найтли, Джек Джилленхон, Джош Бролин – и это еще не весь звездный список.

Если говорить о географии венецианской программы, в ней явно доминируют США, Италия и Франция, но нашлось место и для таких стран, как Южная Африка и Венесуэла. Если не считать «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна, которого покажут в ретроспективе, фильмов российского производства в Венеции не будет. Однако появятся две картины, так или иначе связанные с Россией, – «Франкофония» Александра Сокурова и «Событие» Сергея Лозницы. Первая участвует в конкурсе, вторая включена в официальную внеконкурсную программу.

«Франкофония» – очередной опыт Сокурова в кинематографическом исследовании истории. На протяжении своей интенсивной карьеры этот режиссер работал в широком диапазоне от камерно-интимного кино до постановочной философской фантастики: к ней можно смело отнести «Фауста», который четыре года назад принес Сокурову венецианского «Золотого льва». При этом он периодически возвращался к документальным опытам и к истории Второй мировой, так что «Франкофония» органично вышла из сферы его давних интересов.

Еще один источник этого проекта, осуществленного во франко-немецко-голландской копродукции, – любовь Сокурова к живописи и к атмосфере Музея как хранилища таинств мировой культуры. Именно эта любовь вызвала к жизни самый успешный с точки зрения зарубежного проката фильм режиссера «Русский ковчег», и вот теперь вместо Эрмитажа – Лувр, причем в самый драматический момент его существования, когда нацисты захватили Париж и само существование супермузея поставлено под вопрос. Строго документированный в своей основе, по форме фильм представляет игру с разными жанрами, форматами и технологиями.

Что касается «События» (голландско-бельгийское производство), это еще один интереснейший опыт еще одного известного режиссера по интерпретации недавней истории. Делая монтажный фильм на основе хроники событий путча 1991 года в Ленинграде, Сергей Лозница опирается на собственную концепцию кинематографа, которая позволяет заглянуть в глаза людям другой эпохи и прочитать в них не только их прошлое и настоящее, но также их будущее.

"