Posted 1 сентября 2013,, 20:00

Published 1 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Коэффициент музыкального действия

Коэффициент музыкального действия

1 сентября 2013, 20:00
На завершившемся вчера международном Зальцбургском фестивале состоялось вручение премии молодому дирижеру. В том, что миру нужны новые имена за главным оркестровым пультом, сомнений не возникает, но почему в России в последнее время почти не уделяют внимания взращиванию молодых дирижеров – вопрос не праздный.

Чтобы кое-что понять про эту премию, надо представить себе Зальцбургский фестиваль. Грандиозное собрание лучших сил мировой оперы и симфонической музыки, загодя раскупаемые абонементы, собственные мировые премьеры. А еще официальная дата рождения фестиваля – 1920 год, и очень взрослая, мягко говоря, публика со строгим фрачным дресс-кодом. При таком генезе фестиваль просто обязан предусмотреть омолаживающие процедуры, иначе его шансы закостенеть просто пугают. Поэтому Зальцбургский фестиваль нацелил несколько программ именно на семейные просмотры, на детей и молодежь, поддерживает молодых певцов и директоров художественных институций. А с 2010 года на нем вручается ежегодная премия молодому дирижеру, официальное название которой Nestleand Salzburg Festival Young Conductors Award. Счастливчика по видеозаписям претендентов определяет международное жюри со «сливками» мирового музыкального процесса во главе с маэстро Инго Метцмахером.

Говорят, дирижер – профессия вымирающая. Не верьте. В этот раз мэтры оценили 82 (!) претендентов со всего света, прослушали троих финалистов вживую, и уже после того объявили лауреата, 24-летнего британца Бена Джернона. Юный маэстро получил стильный кубок, небольшой по российским меркам денежный приз, контракт на запись концерта и продирижировал Международным молодежным оркестром имени Густава Малера в рамках Зальцбургского фестиваля.

Не представляете, как помолодела фрачная публика, послушав завтрашний день академической музыки. Она одобрительно топала и вопила «браво» в стенах престижного идеального по акустике Скального манежа Felsenreitschule, обнаружив, что ей лет на сорок меньше, чем кажется. У музыкантов Молодежного оркестра имени Густава Малера в этом году не было дрэдов и жвачки, как в прошлом, но подростковые привычки остались: например, один из духовиков пил воду прямо из горлышка бутылки, причем брал ее у своего коллеги по соседству. Притом молодежь не заискивала перед почтенными ценителями, вместе с юной солисткой Арабеллой Штайнбахер исполняли не самый популярный Концерт для скрипки с оркестром Бетховена и Пятую симфонию Прокофьева. Без эпатажа, да, но и без нажимания на залоснившиеся кнопки.

На выбор музыки стоит обратить внимание. По регламенту претендующие на приз маэстро от 22 до 35 лет представляют жюри список своего репертуара, делая акцент на исполненные опусы ХХ–ХХI веков. Действительно, Моцарта просвещенная публика слышала не раз, а вот Марка-Андре Дальбави еще нет. Посчитаем, скольких зайцев премия убивает сразу. Омолаживает почтенный фестиваль. Открывает миру новых дирижеров, одновременно их приручая. Вводит в культурный обиход музыку нового времени. И, между прочим, дает дорогу молодым музыкантам, которым не так-то легко пробиться к вершинам. У физиков это называется предельным коэффициентом полезного действия.

Но вернемся из Зальцбурга в наши широты. Кому в России нужны молодые дирижеры, легко догадаться. Никому. Сначала они долго и кропотливо учатся профессии, а потом либо меняют ее на ту, что лучше кормит, либо остаются до конца жизни тенями-ассистентами знаменитых мэтров. Третий путь – уход в обслуживание, и счастье, если мюзиклов и драмы, а не цирка и спорта. А между тем в мире ощутим голод по новым дирижерским именам, свежие лица стали востребованы. Лучший пример – Густаво Дудамель со своей сногсшибательной к 32 годам карьерой. Менее яркий – все три предыдущих лауреата Зальцбурга, начинавшие с разных трамплинов, но благодаря премии замеченные. У нас исключением из правил стали не такие уж молодые Феликс Коробов и Михаил Татарников, с остальными – Владимиром Юровским, Василием Петренко, Туганом Сохиевым – нам помогла заграница. Худо ли бедно, но хоть как-то поддерживает молодых Валерий Гергиев, слишком высоко парящий, чтобы бояться конкурентов, и живо реагирующий на мировые тренды. Все остальное – тишь да гладь…

Поскольку ничего подобного зальцбургской премии у нас в ближайшее время не предвидится, молодым людям, любящим помахать палочкой, остается слать заявки Зальцбургскому фестивалю. Можно прямо из родной консерватории, страшно далекой от идеи помогать одаренным, или из ближайшего театра, едва пускающего на порог. Не боги горшки обжигают, надо лишь не комплексовать и двигаться вперед. Российское обилие талантов рано или поздно выстрелит лауреатом – вот увидите.

"