Posted 1 августа 2004,, 20:00

Published 1 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

С «Верой» в зрителя

С «Верой» в зрителя

1 августа 2004, 20:00
На российские экраны на новеньком лакированном «ЗИМе» выехал «Водитель для Веры» Павла Чухрая. На рекламном постере написано – «от создателей фильма «Вор». Получивший множество российских премий и номинированный на премию «Оскар», «Вор» стал в 1997 году настоящим прорывом отечественного кино. Новую работу Чухрая тоже

Новый фильм Чухрая, как и «Вор», сделан в стиле ретро. 60-е годы, Севастополь, рок-н-ролл, мини-юбки, парады Черноморского флота. Оттепельная пора, но с самых первых кадров над солнечной генеральской дачей как будто бы висит грозовое облако, с самого начала есть ощущение обреченности, невозможности «солнца для всех» участников истории.

Генерал Серов (замечательная роль Богдана Ступки), дабы сохранить военные секреты, запретил спасать горящий корабль, и обрек на смерть весь его экипаж. Было это несколько лет назад, и сделал он это не по собственному жестокосердию, а по приказу вышестоящего чина, отданному к тому же в письменной форме. А теперь этот чин продвинулся еще выше и испугался, что былой инцидент всплывет. Злополучную бумагу надо уничтожить, чтобы уж в крайнем случае виновником гибели корабля оказался Серов. На генерала начинается охота, которая не сулит ничего хорошего. Но вдовцу-генералу не до политических интриг. В его доме разворачивается семейная трагедия – дочь хромоножка Вера (блестящий дебют в кино Алены Бабенко) забеременела от залетного кубинца, аборт делать поздно, Вера зла на весь мир. И генерал привозит из Москвы молодого симпатичного водителя, чтобы Веру пристроить. Витек же (Игорь Петренко), бывший детдомовец, понимая, в чем его истинное предназначение, разрывается между карьерными соображениями и искренними чувствами к Вере, такой же несчастной и одинокой, как он сам. Именно ему предстоит стать центральным персонажем трагедии, которая не минует дом генерала.

История очень многослойная, местами даже путаная, недостаточно мотивированная, но эффект производит нужный – зрители смотрят не дыша, а в финале рыдают. «Кинотавровский» зал аплодировал минут 15. «Водитель» получил главный приз, а также приз за режиссуру, сценарий и лучший продюсерский проект.

Что касается последней номинации, то она, на мой взгляд, самая важная: лучший продюсерский проект – это то, что максимально удовлетворяет максимальную зрительскую аудиторию, то, что является востребованным товаром на рынке. Для многих отечественных кинематографистов отношение к кино как к «товару», а к зрителям как к «рынку» до сих пор является оскорбительным. Те, кто отбросил этот стереотип и стал обдумывать такую немаловажную вещь, как кассовые сборы, ориентируются на наиболее активную часть аудитории – от 18 до 25 лет (именно такие зрители сделали кассу и «Бумеру», и «Антикиллеру»). Сложно сказать, какими аргументами руководствовалось жюри «Кинотавра», называя «лучшим продюсерским проектом» фильм Чухрая, тем более когда в одном конкурсе с «Водителем» соревновался фильм «72 метра», уже доказавший в прокате правильность продюсерского расчета. Обгонит ли «Водитель» фильм «72 метра» – непонятно. Станет ли вообще прибыльным, при бюджете в три с лишним миллиона долларов – тоже. Сложность прокатной судьбы «Водителя» заключается в том, что все его исходные данные – ретро-романтика, ностальгический тон, политические интриги – апеллируют к тем, кому сегодня за 45. Чухрай неоднократно говорит в интервью, что 60-е годы – пора его молодости, это время он чувствует наиболее остро. Уверена, что с ним солидарно абсолютное большинство его ровесников, которые с удовольствием посмотрят этот фильм, но по телевизору, а не за деньги в кинотеатре. Как заманить 20-летних в кинозал, не располагая внушительным рекламным бюджетом, – нашего времени вопрос.

В случае с «Водителем для Веры» важна, скорее всего, не кассовая победа. Важно то (и, осмелюсь предположить, что жюри «Кинотавра» так и думало), что, согласно мировым социологическим исследованиям, в кинотеатры стал возвращаться зритель старше 45 лет. Американские продюсеры, очень тщательно отслеживающие изменения аудитории, мгновенно поняли, что «45+» – вполне платежеспособный сегмент аудитории, неплохой источник дохода, а, следовательно, стоит удовлетворять его интересы. Именно поэтому они стали выпускать фильмы «на средний возраст» вроде «Любовь по правилам и без».

В России, согласно статистике, происходят сходные процессы. Пусть и не в тех масштабах, но не учитывать этого нельзя. Масштабы придется завоевывать, но расширить возрастные рамки «Ночным дозором» практически невозможно. Продюсеры «Водителя» Игорь Толстунов и Александр Роднянский это понимают. Правда, вряд ли они взялись за фильм Чухрая из соображений голого расчета – работа над сценарием началась лет 5 назад, а непосредственно производственный процесс занял больше трех лет, и в его начале о трех миллионах зрителей на российскую картину не приходилось даже мечтать. Но Чухрай снимал бы это кино, а Толстунов с Роднянским его продюсировали бы независимо от конъюнктуры рынка – российское продюсерское кино в своей массе пока еще ориентировано не на зрительский спрос, а на режиссерскую идею. В единичных случаях одно совпадает с другим, и случай с «Водителем» именно таков. К тому же мучительно долгий производственный процесс тоже сыграл на руку создателям – «Водитель для Веры» выходит очень вовремя, и не исключено, что именно ему история припишет честь массового возвращения в кинотеатры зрителей старшего возраста. И пусть они не обманываются рекламным плакатом – секса в машине в фильме не будет.

"