Posted 1 июля 2015,, 21:00

Published 1 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Торг тут уместен

Торг тут уместен

1 июля 2015, 21:00
В самых известных в мире аукционных домах – Christie’s и Sotheby’s – недавно сменились директора. Наблюдатели считают, что войны, которые идут за лидерство в аукционном бизнесе, станут при новых руководителях еще ожесточеннее.

В мае, когда одни миллиардеры заключали рекордные сделки на аукционе произведений современного искусства в Нью-Йорке, стало очевидно, что победу в очередном сражении за лидерство на рынке одержал Christie’s. Всего за четыре весенних дня этот аукционный дом наторговал картин и статуй на 1,7 млрд. долларов. В один из вечеров менее чем за два часа было продано произведений современного искусства на 706 млн. долларов!

Успехи Sotheby’s сами по себе, возможно, не так уж и плохи, но на фоне рекордных продаж главных конкурентов они выглядят блекло. За две недели этот аукционный дом наторговал чуть больше половины от того, что продал Christie’s – 890 млн. долларов. Эта большая разница наглядно показывает, как сильно Sotheby’s сейчас отстает от Christie’s.

Вместе эти два аукционных дома контролируют 42% аукционного рынка. Так же, как сейчас, они конкурируют всю жизнь, с момента своего создания в Лондоне: Sotheby’s – в 1744 году, а Christie’s – в 1766-м.

Острая конкуренция на протяжении почти двух с половиной веков не мешает, однако, главным аукционным домам при необходимости находить общий язык и даже вместе попадать в неприятные истории. Можно вспомнить, например, как в 1990-е годы прошлого века министерство юстиции США обвинило аукционные дома в сговоре с целью фиксации цен. Для того чтобы уладить иски покупателей и продавцов, Christie’s и Sotheby’s были вынуждены раскошелиться на внушительные 512 млн. долларов, а тогдашний председатель правления Sotheby’s Альфред Таубман провел 10 месяцев за решеткой.

Сейчас конкуренция стала еще острее. Во всем, как обычно, виноваты деньги, утверждает агентство деловой информации Bloomberg. Еще никогда в аукционном бизнесе не крутились такие огромные средства. Суммарные продажи произведений искусств в прошлом году, по данным European Fine Art Foundation, установили абсолютный рекорд – 57 млрд. долларов. Установили «личные» рекорды и лидеры рынка: Christie’s, который фактически принадлежит французскому миллиардеру Франсуа Пино, – 7,9 млрд. долларов и Sotheby’s, акции которого можно купить на бирже, – 6,7 млрд.

На что только не идут аукционные дома, чтобы обойти конкурентов. В конкуренции заключается одна из их слабостей. Christie’s, штаб-квартира которого находится в Лондоне, и Sotheby’s со штаб-квартирой в Нью-Йорке зорко следят друг за другом. Они часто берутся за сомнительные сделки, потому что каждый опасается, что если он упустит ту или иную картину или скульптуру, то ее обязательно заберет конкурент и заработает на ней большие деньги.

Конкуренцией аукционных домов нередко пользуются хитрые коллекционеры для того, чтобы стравливать их между собой и выторговывать выгодные условия. Например, в 2013 году газетный магнат Питер Брант решил продать «Надувную собаку (Оранжевую)» Джеффа Кунса. Он предложил эту статую из нержавеющей стали обоим домам в надежде заработать не меньше 75 млн. долларов. Christie’s оказался щедрее и стал обладателем «Надувной собаки». Чашу весов перевесило на его сторону обещание отказаться от большинства комиссий.

В руководстве дома радостно потирали руки в ожидании многомиллионных прибылей, однако покупатели из Катара с мешками долларов так и не появились. Статуя была в конце концов продана за 58,4 млн. долларов. Несмотря на то что это был рекорд продаж для живого скульптора, Christie’s ничего не заработал.

Схожая история произошла с Sotheby’s в прошлом году, когда он продал миллиардеру Стивену Коэну бронзовую скульптуру Альберто Джакометти «Колесница» за 90 млн. долларов. И хотя это была самая крупная продажа 2014 года, нью-йоркский аукционный дом не только не заработал на ней деньги, но и понес существенные убытки, потому что гарантировал продавцу, греческому судовладельцу Александру Гуландрису, что скульптура будет продана как минимум за 103 млн. долларов, и пообещал компенсировать разницу.

Любопытно, что последние годы заклятых конкурентов объединяет и то, что ими руководят люди, не разбирающиеся в искусстве. В марте 2015 года новым директором Sotheby’s стал Тэд Смит, возглавлявший раньше крупный спортивный комплекс в Нью-Йорке Madison Square Garden. Он сразу заявил, что будет заниматься укреплением брэнда, расширением позиций дома в Азии и развитием бизнеса в Интернете.

Christie’s с 2010 года возглавлял Стивен Мерфи, бывший глава издательской компании Rodale. Он вложил 50 млн. долларов в развитие интернет-платформы и расширил присутствие аукционного дома в Азии. Однако в декабре прошлого года, несмотря на неплохие финансовые показатели, на сайте Christie’s появилось сообщение о его уходе. Мерфи сменила 60-летняя француженка Патрисия Барбизе, давняя советница Пино, которая тоже в искусстве не очень разбирается, потому что по основной профессии – финансист.

Специалисты и бывшие сотрудники Christie’s считают, что Мерфи отправили в отставку за то, что он пожертвовал прибылью ради завоевания рынка и при этом часто обещал продавцам гарантии, которые ставили дом в уязвимое положение.

Перед рекордными майскими торгами в Нью-Йорке Пино и Барбизе бродили по залам. Новый директор Christie’s была ходячей рекламой изделий и товаров шефа. На ней было ожерелье от Боттеги Венеты, черно-белый жакет нью-йоркского модельера Джозефа Альтузарры, крупный пакет акций компании которого принадлежит Пино. Патрисия Барбизе помогает Франсуа Пино с 1989 года, когда она стала финансовым директором холдинговой компании. Говорят, что накануне торгов эта парочка дольше всего простояла перед скульптурой Джакометти «Указующий человек» (1947). На следующий день она была продана за 141 млн. долларов, что является мировым рекордом среди скульптур. Кстати, не далее как в ноябре прошлого года у Sotheby’s с Джакометти произошел провал.

Сейчас Christie’s явно вырвался вперед, но это еще не означает, что он выиграл войну, которая тянется уже более двух столетий и, наверное, будет длиться до тех пор, пока будут существовать эти аукционные дома. Мяч сейчас на стороне Sotheby’s. Тэд Смит пообещал акционерам и владельцам аукционного дома не только догнать ушедшего вперед конкурента, но и выйти вперед. Патрисия Барбизе, естественно, предпримет все усилия, чтобы этого не произошло.

"