Posted 1 июля 2014,, 20:00

Published 1 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Опыт совокупности

Опыт совокупности

1 июля 2014, 20:00
В испанской Малаге, в Музее Пикассо, открылась выставка-ретроспектива творчества советского художника, архитектора, графика и дизайнера Элиэзера Лисицкого, больше известного в мире искусства как Эль Лисицкий. Выдающийся представитель авангарда и конструктивизма, вместе с Казимиром Малевичем разрабатывавший основы супре

Эль Лисицкий (Лазарь Лисицкий) жил в сложный исторический период, в эпоху великих перемен, что естественным образом отразилось в его творчестве – мир трансформаций и авангардных экспериментов стал главной темой работ Лисицкого. Происходящие в России перемены радовали и вдохновляли его. Лисицкий сразу поддержал Октябрьскую революцию 1917 года и начал активно сотрудничать с Советами. В 1920–1930-е годы он был одним из самых известных пропагандистов советского образа жизни за границей, но, несмотря на идеологическую нагрузку, его выставки в Германии имели огромный успех. В 1921–1925 годах Лисицкий жил в Германии и Швейцарии: художник болел туберкулезом и нуждался в лечении.

Зарождавшийся европейский авангард без стеснения оглядывался на Лисицкого, который способствовал развитию супрематизма вместе со своим другом и наставником Казимиром Малевичем, а позже и становлению конструктивизма. Как это ни парадоксально, но работы художника, творившего и развивавшегося в советском обществе, закрытом и изолированном от внешнего мира, в условиях культа личности Сталина, репрессий и преследований творческой интеллигенции и интеллектуальной элиты, оказали колоссальное влияние на искусство первых десятилетий XX века именно за пределами России, в частности, на голландскую группу De Stijl (художественная группа «Стиль», членом которой Лисицкий становится во время проживания в Европе), на образовательный процесс в «Баухаусе» – Высшей школе строительства и художественного конструирования, существовавшей в Германии с 1919 по 1933 год, и на художественное объединение молодых архитекторов, дизайнеров и конструкторов, развивавшее новое направление «баухаус» в архитектуре. Основными принципами немецкой школы дизайна стали функциональность, удобство и комфорт. «Лейтмотив творчества Лисицкого – искусство для нового, – рассказывает куратор выставки Олива Мария Рубио. – К его фигуре было неоднозначное отношение, так как он сразу стал сотрудничать с советской властью, но влияние его творчества на развитие европейского современного искусства огромно. Он изобрел собственную форму абстрактного искусства – живопись, гравюры и рисунки – впоследствии названную Проун («проуны» – проекты для утверждения нового. – «НИ»), создал собственный язык в абстрактном искусстве, соединив живопись и архитектуру». Диапазон творчества Лисицкого огромен: в 1928–1929 годах он уже разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель, занимался экспериментальной фотографией. Новаторство было во всем – в агитационных плакатах, которые он создавал в духе супрематизма, в фотомонтажах, в организации выставок, экспозиции которых он создавал по новым принципам единого организма. Именно его считают пионером и основоположником типографского дизайна ХХ века.

В экспозиции малагской выставки представлено 133 работы художника – живопись, книжная графика, фотографии, фотомонтаж и коллажи, агитационные плакаты, рисунки, журналы, книги, фильмы и эскизы архитектурных проектов. Архитектор Лисицкий занимался решением проблемы вертикального зонирования городской застройки Москвы (проекты «горизонтальных небоскребов»), и в 1930–1932 годах по проекту Эля Лисицкого было построено здание типографии журнала «Огонек», удивляющее необычным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Больше четверти работ предоставлено фондами Государственной Третьяковской галереи, много материалов привезено из Российского Государственного архива литературы и искусства, остальное – из немецких музеев и частных собраний. Можно увидеть пять уникальных книг, оформленных Лисицким и изданных к разным выставкам в Европе, где надо было представить советскую модель общества в наилучшем свете, хранящихся у коллекционеров в Испании и Германии. «Эти книги недоступны широкому кругу российских зрителей, возможно, в каких-то библиотеках они хранятся в разделе редких книг в единственном экземпляре, – говорит ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, приехавшая из Москвы на открытие выставки. – Я думаю, что многие российские зрители не знают, что именно Лисицкий стоял у истоков книжной эстетики ХХ века, он разработал и заложил ее основу. Как и основы современного архитектурного видения: если его «проуны» сделать в объеме, мы получим то, что сегодня называют 3D». Главное украшение выставки – знаменитая комната-инсталляция «Проуненраум», созданная Лисицким в 1923 году для выставки искусств в Берлине, полностью воссозданная по чертежам автора.

Место для проведения выставки выбрано не случайно: в те же годы, когда Пабло Пикассо развивает кубизм как протест против традиционного искусства, Лисицкий и другие художники создают новое направление в живописи – супрематизм. Кроме того, недалеко от Малаги живет сын художника. «Выставка немного антропологична, так как творчество Лисицкого важно воспринимать в историческом контексте, – говорит Олива Мария Рубио. – Поэтому здесь представлены русские экспериментальные кино и музыка того времени, документальная хроника, его переписка. Все это должно помочь испанской публике лучше узнать Лисицкого и историю России через его новаторское творчество, через его революционную эстетику».

Интерес к выставке Лисицкого в Испании очень большой, здесь, как и в других европейских странах, живо интересуются абстрактным искусством, которое обычно представляют публике, сопровождая тематическими инсталляциями, фотоколлажами и документальной кинохроникой. Так получается, что на родине авангарда, в России, выставки авангардистов проводятся не так часто, а в Германии, Франции, Испании, Италии они очень востребованы.

"