Posted 1 июля 2007,, 20:00

Published 1 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Странная незнакомка

Странная незнакомка

1 июля 2007, 20:00
О том, что главные награды ММКФ достанутся картинам весьма сомнительного качества, стали говорить за несколько дней до его закрытия. Слухи подтвердились – «Серебряного Георгия» получила «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе, «Золотого Георгия» – «Путешествие с дикими животными» Веры Сторожевой. И если судьи Каннского кинофес

Последние дни крупнейшего в России кинофорума не принесли художественной разрядки, которой невольно ждешь от всякого многоактного действа. Бодро стартовавший конкурс к середине пути сник и почти ничем уже не радовал. Две гала-премьеры – «По этапу» Тома Робертса (о немецких пленных, которых охраняет советский женский батальон), «Красный жемчуг любви» Андреса Пуустумаа (история страсти простого мотогонщика и жены богатого бизнесмена с плагиатом из «Анны Карениной») вышли такими же пустышками, как и «Ветка сирени» Павла Лунгина. И только в факультативной программе можно было выловить нечто действительно интересное. Например, документальный «Мост» Эрика Стила (Великобритания, США) о самоубийцах, бросившихся с моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско в 2004 году. Или трагикомедию «Маленькая ложь во спасение» Карадога Джеймса (Великобритания) о рабочей семье, раздираемой всеми противоречиями современного мира.

Последней лентой конкурса, от которой всегда многого ждут, стала «Незнакомка» маститого итальянца Джузеппе Торнаторе. Она снята уверенно, с хорошим подбором актеров (Ксения Рапопорт и почти неузнаваемый Микеле Плачидо), но к содержанию применимо только одно выражение – претенциозный вздор. Сюжет: бедная украинская девушка попадает в лапы брутального итальянского сутенера, который попеременно использует ее в качестве машины для экстремального секса и в качестве машины для производства детей, которых он продает в богатые семьи. В конце концов, родив девятерых за десять лет и сохранив девичью фигуру, мать-героиня дважды расправляется со своим покровителем (сперва садовыми ножницами, а потом лопатой) и устраивается домработницей в семью, где живет ее предполагаемая дочь. То, что пахучему итальянскому «мылу» обрадовалась простодушная публика, которую перекормили «авторским» кино (фильм оказался на первом месте в зрительском рейтинге), совершенно понятно, но идти на поводу у зрителей и давать ему по итогам фестиваля приз за лучшую режиссуру – это уж слишком.

Таким же вздорным, хотя и не столь претенциозным оказался и фильм закрытия – «Железнодорожный роман» Клода Лелюша о литературном негре популярной писательницы, который после семи лет рабства вздумал стать самостоятельным автором. Битый час зрителям элементарно морочат голову намеками на то, что герой – серийный убийца, а затем еще полчаса грузят мнимым преступлением, за которым следует самоубийство и поцелуй в диафрагму. Куда занятнее собственного фильма был режиссер, отвечавший на вопросы с истинно галльским красноречием, причем самым дерзким его пассажем стал экспромт о Боге как массовом убийце, чьи пути неисповедимы. Поскольку в нынешней лицемерно-религиозной России подобное публичное вольнодумство невозможно, верующие журналисты были изрядно шокированы.

Первыми, как всегда, вынесли свой вердикт критики. Жюри Гильдии российских киноведов и кинокритиков остановилось на «Временном освобождении» известного датского режиссера Эрика Клаузена – среднеевропейского качества картине, где заключенного на день выпускают из тюрьмы (под присмотром охранника) на свадьбу сына. Критикам особенно понравилось то, что по ходу фильма зрительская оценка героев меняется на противоположную: «отрицательный» преступник оказывается приличным малым, а «положительный» тюремщик – оборотнем. «Временному освобождению» и внеконкурсному «Изгнанию» Андрея Звягинцева достался приз Федерации киноклубов. Жюри международной критики отметило негромкий фильм Ларисы Садиловой «Ничего личного» с Валерием Бариновым в главной роли. Картина ясна по замыслу и современна по исполнению – речь идет о прослушивании и просматривании частной жизни (от чего нынче никто не застрахован), о том, как в наблюдателе зарождаются человеческие чувства к поднадзорной женщине, и о том, что жизненные ситуации бывают безвыходными.

Победителем Московского кинофестиваля стала картина Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными» – сказочка про сиротку, которая много лет провела в домашнем заточении у купившего ее в приюте путевого обходчика, а потом вышла на белый свет, стала в нем осваиваться и взяла на воспитание еще одну сиротку. Поскольку история эта надумана, как и история «Незнакомки», а режиссер, пренебрегая достоверностью, тоже давит на слезные железы зрителей, решение жюри дать главный приз дамской фантазии никого не удивило.

Церемония закрытия ММКФ, в отличие от слишком официальной церемонии открытия, прошла в приятной атмосфере и была весьма лаконичной. Почетный приз имени Станиславского за вклад в профессию получил Даниэль Ольбрыхский – актер, который для целого поколения советских зрителей был больше, чем актером: в фильмах «Пепел» и «Все на продажу» он олицетворял завидный для жителей социалистического лагеря порыв к свободе, а во время польской «Солидарности» собственным поведением подтвердил сходство со своими героями.

"