Posted 1 июля 2004,, 20:00

Published 1 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Гуттаперчевые монахи

Гуттаперчевые монахи

1 июля 2004, 20:00
После Парижа, Монте-Карло, Берлина, Владивостока, Новгорода и Санкт-Петербурга 27 артистов китайского цирка в конце июня добрались до Москвы. В воскресенье на сцене Театра Эстрады мастера из Поднебесной в последний раз показывают программу «Львы, Экзотика, Кунг-фу».

В мире лучшими считаются две национальные цирковые школы: русская и китайская. Но если история нашего цирка исчисляется десятилетиями, то китайского – десятками веков. Несмотря на солидный возраст, китайский цирк готов за пояс заткнуть любой ультрасовременный канадский Дюсолей. В отличие от европейского и русского цирка на шоу китайцев вы не встретите ни дрессированных пуделей, ни козликов, ни запряженных в карету медведей, ни грустных клоунов. У них в почете акробатика, гимнастика и жонглирование. Главное – не заставить публику «надорвать животики» от смеха, а удивить – продемонстрировать гибкость и выносливость, искусство управления телом и сознанием. К тому же в китайском цирке вы не встретите артистов старше 25 лет. Например, в труппе «Золотого льва» в среднем возраст цирковых – от 12 до 20 лет.

Девочки исполняют акробатические номера с вращением руками и ногами тарелок, китайских ковриков, зонтов и даже зажженных свечей. В арсенале мальчиков из монастыря Шаолиня, профессионалов в боевом искусстве кунг-фу, такие пугающие номера, как «Острые пики в горло», «Пьяные сабли», «Разбивание железных палок о голову».

Главное, что поражает в шоу «Львы, Экзотика, Кунг-фу», – необычайная ловкость и выносливость артистов. Пять минут подряд крутить на палочках фарфоровые тарелки или прожевать и проглотить кусок лампы, любезно предоставленной Театром Эстрады, разбить головой кирпич или лечь на лезвия мечей – вот лишь некоторые трюки, которыми гуттаперчевые подростки-монахи удивляют публику.

Наибольшей популярностью пользуется уникальный номер 10-летнего Чжао Ке, в котором участвует кто-то из зрителей. Как правило, на сцену из первых рядов вытягивают какого-нибудь смущенного мужчину лет сорока. Приложив к телу фарфоровую плошку, мальчик буквально приклеивается к ней животом. Оторвать посудину не может никто. Чаще выходит так, что мужчина тянет за плошку, а приподнимает самого исполнителя. Как гласят комментарии, Чжао Ке «всасывает тарелки своими внутренностями».

Как ни странно, несмотря на высокий профессионализм молодых цирковых артистов, внешне представление чем-то напоминает школьную самодеятельность: не очень оригинальные костюмы, отсутствие каких-либо декораций, банальные световые эффекты, небольшие помехи, связанные с музыкальным сопровождением.

Шпрехшталмейстер, отпускающий восторженные комментарии по поводу каждого номера, за все два часа не умолкает, кажется, ни на секунду. Он успевает объяснить, в чем заключается тот или иной трюк, поделиться фактами из истории цирка и даже подбодрить ребят. В самые напряженные моменты вместо барабанной дроби по всему залу эхом разносится его клич: «Внимание, сложнейшая композиция!»

В начале и в конце представления один из мальчиков-монахов торжественно выносит на сцену китайский флаг. Шпрехшталмейстер завершает программу уверениями в том, что для цирковых выступать на сцене Театра Эстрады – счастье, а дружба китайского и русского народов должна длиться вечно.




Максим Никулин: «Цирк – это из детства»

"