Posted 1 июня 2006,, 20:00

Published 1 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Хрюши на хозяйстве

Хрюши на хозяйстве

1 июня 2006, 20:00
В нашей стране выросло поколение, которое не знает Колобка и не слышало о русских сказках. Одну из главных причин «потерянных детей» специалисты видят в разрушении традиций детского телевещания. Заполняющие эфир детские программы, сделанные для галочки, скорее, отпугивают, чем привлекают юных зрителей. А планируемое со

Еще в январе этого года руководитель Роспечати Михаил Сеславинский заявил о необходимости создания федерального телеканала для детей. Тогда же первую попытку занять свободную частоту под детское вещание предприняло MTV с проектом «Ник: Детский канал» (на основе зарубежного архива Nickelodeon и отечественного продукта в соотношении 30:70). Однако конкурс тогда выиграл «Пятый телеканал» Санкт-Петербурга. Поговаривают, что, несмотря на желание властей сделать мощный детский канал наподобие «Спорта» и «Культуры», отдавать эту миссию американскому MTV попросту не захотели.

«Здравствуйте, я тетя Валя»

В СССР передачи для школьников рассматривали как форму идеологической работы, а на такую работу государство денег не жалело. Детская редакция ЦТ была одним из четырех самых мощных подразделений, которые «делали телевидение» для всей страны. В восьмидесятые годы детское вещание стало перестраиваться: на экран буквально хлынула подростковая субкультура со своей символикой и сленгом. И уже к началу девяностых под разными предлогами программы для детей начали из эфира вытеснять.

Профессиональный народ стал рассеиваться, качество программ для детей и подростков – стремительно падать. В борьбе за выживание детские отечественные программы утратили самобытность, копируя красочную западную продукцию. В этой ситуации все чаще стали говорить о детском телеканале – «развивающем», «просвещающем» и без «чернухи».

Клип-Клик-Кляп

Из всех телевизионных форм игра – самая популярная у детей. Какие же игры предлагает им современное ТВ? Популярных «подвижных» игр практически нет. Зато имеется набор «интеллектуальных». Иногда их участники поражают своей эрудицией, как, например, «Умницы и умники» (Первый канал). В других играх ребенок выбирает ответ наугад («Полундра» и др.). Угадал – получай выигрыш. События и даты мелькают, словно фишки на игровом поле, никак не запоминаясь ни участникам, ни зрителям...

«Клиповое сознание» – диагноз, которым стали награждаться дети. Такой ребенок не способен воспринять мысль, а впитывает только короткие фрагменты информации. Он мало читает, предпочитая картинки или комиксы, плохо сосредоточивается, перескакивает в разговоре с одного на другое. Причина – не только в количестве информации, но и в мозаичном характере телевидения. Например, программа «Отчего и почему» включила в себя и урок английского, и игру «Каля-маля» со своими ведущими. Все это как несколько блюд в одной тарелке, да еще с утра.

Грешат детские передачи и темами не по возрасту. Например, в юбилейном выпуске «АБВГДейки» сюжет строился на вопросе: сколько лет ведущей Татьяне Кирилловне? А поскольку передача заявлена как «учеба и игра», то дошкольник должен был усвоить –дамам такие вопросы задавать не следует. Недетской оказалась и следующая передача «АБВГДейки», агитирующая… за службу в армии, – как раз то, что «нужно» в начальной школе.

Царевич Поттер

Вопрос, быть или не быть «их» мультфильмам на «нашем» экране, решен давно и не нами – быть. Телевизионные начальники говорят, что от них никуда не деться, поскольку продаются они в одном пакете с лицензионными программами. Сделан детский видеотовар по всем западным стандартам. Но вопрос, годятся ли нам эти стандарты. Иностранные мультики почти полностью вытеснили с экрана отечественную продукцию. Ни новых российских мультфильмов, ни сказок и телеспектаклей на телевизионном экране практически нет. Казалось, надо радоваться, увидев «Сказки Баженова» на НТВ, но оказалось, что от сказки там только кафтан на «сказочнике» Баженове «а-ля Иван Царевич».

Состояние детского телевещания можно выразить сегодня одним словом – «нет». В детских программах нет даже намека на положительного героя – честного, доброго, умного. И пока этот герой не проявился, его агрессивные антиподы будут брать инициативу по воспитанию в свои руки. Нет на экране и чуда, а есть лишь спецэффекты. Да и сама ребячья жизнь выглядит в передачах скучно. Может, оттого и рвется наш ребенок к Гарри Поттеру, что мир магический представлен в кино во сто крат интереснее, чем реальный на телеэкране.

Нет в эфире и думающих подростков, нет так называемых клубных программ, в которых ребята могли бы общаться друг с другом. Не поэтому ли, по данным социологов, детские программы смотрят меньше 30% ребят, а остальные переключились на передачи для взрослых.

КОММЕНТАРИИ

Эдуард УСПЕНСКИЙ, детский писатель:
– Поскольку каждый телеканал, как записано в лицензии, обязан иметь детские программы, то появляются какие-то уродцы, которыми телевидение отделывается от чиновников. Что нужно сегодня для детского телевидения? Во-первых, точное расписание – ребенок должен знать, в какое время он услышит что-то для себя новое и интересное. Во-вторых, детские программы немыслимы без большого коллектива думающих людей, которые постоянно ищут и находят что-то живое и настоящее. Вместо этого на телевидении действуют полутрупики, сеющие скуку. В общем, детское телевидение на сегодняшний день убито. Но самое страшное будет, когда создадут детский канал и придут туда не «первачи» и не «детские творцы», а «детские дельцы». И эти люди будут приглашать писателей «третьего сорта», чтобы можно было командовать, надиктовывать, а заодно и пописывать вместе с ними. Поэтому если государство и решит создать детский канал, то есть опасность, что он может попасть в очень плохие руки.

Борис ГРАЧЕВСКИЙ, директор киножурнала «Ералаш»:
– Сегодня при общих 7% детского вещания (я уже не говорю о качестве и уровне!) мы доигрались до того, что потеряли целое поколение детей до 12–15 лет (пяти- и шестилетних еще можно спасти). Потому что они выросли при полном отсутствии русского менталитета, который также закладывается с помощью кино и телевидения. Эти дети, бегло говорящие по-английски, не русские. Они не знают, кто такой Колобок, они не слышали русские сказки. Наша культура, на базе которой мы стоим, прыгаем, скачем, на базе которой рождаются талантливые люди, она с телевидения ушла. И ребенок, включив телевизор, может нарваться на все что угодно.



ДЕТСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ В МИРЕ

Super RTL – первый детский канал в Германии. Начал работу в 1995 году в рамках люксембургской телекомпании RTL Group. Сейчас 50% акций принадлежат Walt Disney Company. Ведет вещание с 6.00 утра до 2.30 ночи. Аудитория составляет около 3% населения. Кроме того, в Германии есть государственный Der Kinderkanal (KI.KA), созданный телеканалами ARD и ZDF. Вещает он круглосуточно. Детский коммерческий канал есть и во Франции (Canal J), и на израильском телевидении, где демонстрируются преимущественно мультфильмы. 11 мая этого года в США начал вещание круглосуточный канал BabyFirstTV, рассчитанный на детей от 6 месяцев до 3 лет. Аналогичный канал BABY TV, появившийся в Израиле, уже давно приобрел масштабы международного. И даже Таджикистан объявил о том, что до конца года запустит общенациональный телеканал для детей и подростков.

"