Posted 1 июня 2004,, 20:00

Published 1 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Маленький дебют

Маленький дебют

1 июня 2004, 20:00
В Центре им. Мейерхольда состоялась церемония награждения театральной премией «Дебют». На награду претендовали более 150 артистов, режиссеров, драматургов, сценографов и критиков. Приз симпатий зрителей получили пятилетние артистки, сыгравшие роль Энни в одноименном спектакле. Остальные лауреаты-«дебютанты» оказались с

Московская организация «Дебют-центр» (основатель премии) всегда старалась сделать торжественную церемонию награждения как можно более неформальной и хулиганской. И в этот раз, взяв в качестве объекта пародии «Золотую маску», Центр показал карикатуру на «национальную-официальную» церемонию. На заднем плане торжественно высился гигантский цыпленок (символ «Дебюта»), которого ведущий Сергей Фролов ласково обозвал: «Птеродактиль ты наш шатающийся!». По краям сцены стояли «золотые миски» (тазики). Никаких конвертов с именами лауреатов, которые полагается торжественно вскрывать. Никаких вставных балетных номеров и оперных арий. Церемония шла в быстром темпе, хотя никто и не регламентировал время, отпущенное лауреатам для ответного слова (над регламентом «Маски» – 30 секунд – тоже поиздевались).

Вручая награду «Дебют», актер и продюсер Алексей Гуськов сказал, что «самое главное – получить премию вовремя. В этом смысле дебют – премия весьма своевременная. С первых шагов в профессии ты получаешь поддержку и признание коллег». Десять лет назад в прессе с гордостью писали, что в конкурсе московских дебютов участвовали аж... 36 участников! В этом году их число уже перевалило за 150. Дебютируют теперь сразу целыми курсами.

Теоретикам и социологам еще предстоит осознать феномен «омолаживания сцены» на рубеже веков, а пока приз зрительских симпатий недаром достался «самым маленьким» участникам фестиваля: Лизе Арзамасовой и Тане Мягковой, сыгравшим роль Энни в одноименном спектакле. Крохотная дюймовочка Лиза Арзамасова (ее подруга отсутствовала) с достоинством и серьезностью сообщила залу, что «премия – это приятно. Но главное – удовольствие играть на сцене!». Сентенция пятилетней крохи вызвала бурю в зрительном зале, битком набитом номинантами.

Год на год не приходится. По именам лауреатов «Дебюта», как по кольцам дерева, можно судить о том, каким был тот или иной сезон: плодородным или не очень. По наблюдениям руководителя «Дебют-центра» Сергея Маргулиса, года сменяют друга в четкой последовательности: взлет и россыпь имен – спад. В один из сезонов «Дебют» вообще пришлось отменить, поскольку не было достойных работ. Прошлый сезон был на редкость богатый. Нынешний год выдался, увы, неурожайный. Среди безусловных радостей – дебют студентки Щукинского училища Анны Марченко. В грандиозном «Вишневом саде» Эймунтаса Някрошюса Марченко, сыгравшая роль Ани, оказалась голосом необходимым. Неожиданно высокая, хрупкая ее героиня жила предощущением счастья, звуком перемен. Закинув голову, она полоскала горло, и на хрустальный клекот откликался птичий хор вишневого сада.

Обаятелен и убедителен был студент Школы-студии МХАТ Иван Жидков в роли Николки в поставленной Сергеем Женовачем «Белой гвардии» (Приз за лучшую мужскую роль второго плана). Ясноглазый, улыбчивый этот Николка точно излучал внутренний радостный свет неомраченной юности.

Лучшим режиссером-дебютантом был признан Николай Дручек за спектакль «Белые ночи» в театре «Мастерская П.Фоменко». Лауреат мрачно пошутил, что в его тридцать восемь лет считаться «молодым начинающим режиссером» как-то не очень лестно. Впрочем, довольно «взрослой» дебютанткой оказалась и драматург Светлана Савина – приз за пьесу «Скрипка и немножко нервно» во МХАТе – произведение весьма дамское и довольно милое. Приз за сценографию получил Виктор Шилькрот («Бескорыстный убийца» в РАМТе).

Самой неожиданной наградой стал «приз за ансамбль», который дали всем участникам спектакля «Ай да Пушкин» в «Сатириконе». Речь о спектакле, поставленном Мариной Брусникиной со студентами 3-го курса Школы-студии МХАТ. На сцену вышли режиссер, 22 исполнителя и руководитель курса Константин Райкин, который сказал, что «Ай да Пушкин» – спектакль, от которого «он балдеет». И весь курс в целом ему очень нравится. Так что если весь вечер студенты и вчерашние выпускники объяснялись в любви учителям, то здесь мастер признался в нежности к своим студентам.

Закончилась церемония по традиции фейерверком.

"