Posted 1 апреля 2015,, 21:00

Published 1 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:54

Updated 8 марта, 03:54

Искусствоведы на страже кошелька

1 апреля 2015, 21:00
Во вторник на семинаре «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» директор Института наследия Арсений Миронов рассказал, что постановки по произведениям Пушкина было решено проанализировать в рамках Года литературы. Приглашенные институтом эксперты обвинили режи

Как ранее рассказывали «НИ» (см. номер от 18 марта 2015 года), Независимый профсоюз актеров театров и кино обращался в Институт наследия с предложением проверить театральные постановки на их соответствие литературному источнику. Тогда директор Института наследия Арсений Миронов подчеркивал, что задача института – «прийти к научному осмыслению проблемы: возможно ли в принципе «осовременивание» классики без кардинального изменения авторской картины мира, аксиологической и образной системы». Более того, директор института говорил, что в результате работы «хотелось прийти к выводу о том, что Онегин, переодетый в клубный пиджак или спортивный костюм, остается пушкинским Онегиным – «москвичом в гарольдовом плаще».

Награду за отца получил Алексей Герман-младший.

В итоге эксперты Института раскритиковали современные театральные и киноинтерпретации произведений Пушкина и пришли к выводу, что это может привести к «полному размыванию русской культурной идентичности».

Например, профессор Литературного института Александр Ужанков считает, что в фильме «Борис Годунов» Владимира Мирзоева «от Пушкина ничего не осталось». Особенно эксперт был возмущен тем, что в фильме нет фразы «Народ безмолвствует», зато присутствует «эклектика разных времен так, что фильм распадается». Что касается спектакля «Борис Годунов», поставленного в «Ленкоме» Константином Богомоловым, доктор филологических наук Ирина Гречаник отмечает, что «текст переписывается или уничтожается скучноговорением, но при этом он ничуть не становится понятнее публике. А ведь часто именно под лозунгом «сделать классику ближе современной публике» и происходят такие трансформации».

Так или иначе, большинство экспертов недовольны тем, что такие спектакли реализуются на государственные деньги.

«От Пушкина там не осталось ничего. На деньги налогоплательщиков ставить вот такое, когда после показа остается ощущение грязи и полного омерзения, – это просто преступление. Когда вот так наша культура транслируется миру, получает премии, это катастрофа», – критикует профессор Института культуры Елена Коломийцева постановку Дмитрия Чернякова «Руслан и Людмила» в Большом театре.

В заключение кандидат филологических наук Ирина Юрьева сказала, что «Министерство культуры обязано адресно финансировать те постановки, которые не разрушают традиции, а ведут к воспитанию поколения».

В середине марта стало известно, что Институт наследия также проводит экспертизу спектаклей Кирилла Серебренникова в «Гоголь-Центре» и Константина Богомолова в МХТ имени Чехова. Отметим, что афиши спектаклей «Карамазовы» в МХТ имени Чехова и «Обыкновенная история» в «Гоголь-центре» заранее предупреждают зрителей об авторской интерпретации постановок.

"