Posted 1 апреля 2013,, 20:00

Published 1 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Не переходя границ

1 апреля 2013, 20:00
Скандально известная выставка Марата Гельмана Icons в городе на Неве все-таки открылась. Чтобы не наступать на ноябрьские «грабли», а возможно, и по причине обиды на фонд Rizzordi Art Foundation, который отложил проект «до лучших времен» в связи с поднявшейся шумихой (официальное объяснение: «из-за неблагоприятной обст

Как и ожидалось, без эксцессов не обошлось, но были они довольно мирными и смирными, можно сказать, выдержанными «в духе минимализма». Никаких тебе громких публичных заявлений от общественных организаций или одиозных политиков, шашек наголо и иного антуража тоже не наблюдалось.

За час до официального открытия на улице выстроилась шеренга вполне приличных граждан обоего пола, развернувших плакаты в поддержку проекта Icons в частности и современного искусства в целом. Правда, внимательное изучение лозунгов: «Христианская культура против религиозного фанатизма», «Музей не мечеть, выставка не церковь», «А как быть с оскорблением чувств неверующих?», «Свободе творчества – да, религиозному фанатизму – нет!» – позволяло трактовать пикет и в более широком смысле. Что, собственно говоря, при ближайшем рассмотрении и оказалось: активисты движения «Солидарность» выступали в первую очередь в защиту светской культуры.

Противников же проекта на начальном (уличном) этапе удалось насчитать в количестве… двух человек. Плакат в руках одного из них гласил: «Символы русской культуры – не предметы карикатуры!», другой выдал нечто поинтереснее: «Icons – WC». И опять никакой тебе экзотики, агрессии ни во внешнем облике, ни в поведении означенных персонажей не наблюдалось. Ну, высказались люди и высказались.

В целом же, как поведали «НИ» в руководстве «Ткачей», за прошедшие дни произошло около трех десятков ситуаций, которые можно причислить к «протестным» акциям. Так человек, позиционирующий себя петербургским композитором, и девушка, зарегистрировавшаяся на reception в качестве сотрудницы журнала «На Невском». попытались прикрепить на работу Евгении Мальцевой «Троица» наклейку со словами «Привет от Березовского Гельману», а самому галеристу вручить веревку. Изгнанная за пределы выставочного пространства парочка развернула некую «агитацию» среди посетителей торгового центра («Ткачи» находятся на пятом этаже), что, как и следовало ожидать, не увенчалось успехом. К вечеру того же дня некий субъект (вероятнее всего, осознающий тщетность словесных увещеваний) распылил с помощью баллончика дурно пахнущую жидкость в лифтах и туалетах, однако, не устояв перед мягким, но настойчивым натиском охраны, был вынужден ретироваться прямо-таки с порога выставочного зала, так и не «соприкоснувшись» с экспозицией. Суббота омрачилась ложным сообщением о пожарной тревоге, случившимся аккурат перед заявленной накануне лекцией Марата Гельмана. Лекция – состоялась, пожар, к счастью, нет.

То есть шум вроде бы есть, но какой-то совсем не «шумный», скорее – квинтэссенция художественных высказываний и маргинальных реакций. Возможный ответ «НИ» удалось получить от сопредседателя общественного движения «Народный собор» Олега Кассина: «После многочисленных протестов, которыми Icons сопровождались в Москве, организаторы были вынуждены изъять из экспозиции наиболее одиозные работы. То, что осталось, хоть и находится на грани, не переходит «границ», а значит, не подпадает под действие закона».

Ну, и напоследок о работах. Они очень разные. Есть даже картина легендарного авангардиста, патриарха иератической живописи Михаила Шварцмана. Некоторые, не будь они подписаны, обвинить в оскорблении хоть каких-то устоев не пришло бы в голову даже самому оголтелому фанатику. Хотя есть и такие, что и впрямь «взрывают», однако отнюдь не религиозные основы…

"