Рус
Eng

По-волчьи выть. Вышел роман Рената Беккина о вечном искушении властью

По-волчьи выть. Вышел роман Рената Беккина о вечном искушении властью
По-волчьи выть. Вышел роман Рената Беккина о вечном искушении властью
2 марта, 14:25Культура
Героя книги, крымскотатарский диссидент оказывается перед сложнейшим моральным выбором, который ему предлагает сделать Вечный чекист

Анна Берсенева

Книга Рената Беккина «Ак Буре. Крымскотатарская сага». (Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ". 2021) была задумана автором как традиционный плутовской роман. Но получилась необычной по жанру и феерической по содержанию.

«Больше всего сюрпризов преподнес персонаж, именем которого назван роман — Ак Буре, или Белый Волк, - сообщает автор в предисловии. - Изначально ему отводилась роль третьего плана, подобно медведю-молотобойцу в «Котловане» Андрея Платонова. Но Ак Буре отказался быть статистом. Он вырвался на первый план и стал не только распоряжаться собственной жизнью, но и вершить судьбы других персонажей».

Впрочем, и главный герой романа, крымский татарин Искандер Исмаилов, молодой преподаватель арабского языка, получился не простаком в плену у плутов, как это изначально предполагалось автором. Во всяком случае, совсем не веселы невероятные приключения, происходящие с ним, когда весной 2014 года он приезжает в Казань, чтобы предать земле урну с прахом отца, пожелавшего упокоиться на казанском кладбище рядом со своей матерью. При советской власти Айдер Исмаилов, отец Искандера, был диссидентом, видным деятелем крымскотатарского движения, отбывал тюремный срок - и вдруг отошел от всего, чему посвятил жизнь. Искандеру не дает покоя вопрос: почему это произошло? И ответ на него он неожиданно находит во время своего пребывания в Казани. Ответ оказывается совсем не радостным для сына, потому что отец предстает перед ним отнюдь не героем…

Однако история крымскотатарского диссидента Айдера Исмаилова хотя и прописана в книге очень подробно (одним из источников авторского вдохновения была история жизни исследователя и правозащитника Габриэля Суперфина), все же не становится главной линией романа. Как не становится таковой и линия любовная, хотя там же, в Казани, Искандеру встречается Джамиля, «невысокая, хорошо придуманная Творцом девушка», отношения с которой складываются возвышенно и заканчиваются трагически.

Главная линия оказывается связана с Ак Буре, которого герой впервые встречает в мечети. Искандер приходит туда несмотря на то, что не чувствует уже «той прежней теплоты, которая, подобно гелию в воздушном шарике, наполняла отношения Искандера с Аллахом до самой гибели отца». И вот - первая встреча:

«Теперь уже Искандер не сомневался: перед ним был волк. только не серый с седыми волосками, а абсолютно белый волк. Голубые глаза, узкие и немигающие, внимательно смотрели на Искандера. Два отверстия в огромном длинном волчьем носу жадно и шумно втягивали воздух. Волк стоял на задних лапах и, судя по всему, не чувствовал себя в таком положении беспомощно. На голове у лесного зверя была татарская тюбетейка белого цвета с вышитыми золотой нитью арабскими словами». Поразительно, но «никто здесь не удивляется тому, что обычный... Ну хорошо, не совсем обычный волк ходит среди людей, разговаривает, даже в мечети молится».

Вообще, этот роман полон парадоксальных, совершенно неожиданных событий, происходящих с героем. Действительно, «для того чтобы крыша поехала, поводов у него было предостаточно. Волк-чекист, он же суфийский шейх в центральной мечети, непонятная болезнь, чуть не превратившая Искандера в зверя, цирк уродов в Академии»… И вся эта феерия и фантасмагория разворачивается в наиобычнейших житейских обстоятельствах, в узнаваемом быту.

Да, волк Ак Буре оказывается шейхом, одним из самых могущественных людей (или не людей?) города. Прежде же он служил в НКВД-КГБ и дослужился до генеральского звания. Это своего рода Вечный Чекист.

«Вы спрашиваете, кто я по жизни? Я один из тех, кто всегда при власти. Или, если правильнее сказать, я один из тех, при ком всегда была власть. Все, кто принадлежит к этой категории, обычно не занимают каких-либо громких должностей. Иногда вообще не занимают никаких должностей. Но именно они, то есть мы, принимаем все ключевые решения», - объясняет он Искандеру, которому по какой-то причине благоволит.

Причина эта проясняется в финале, но суть ее становится понятна раньше. Дело в том, что Искандер - из тех редкостных людей, которые руководствуются в своей жизни прямыми и ясными представлениями о порядочности и человечности. Жить согласно этим представлениям очень неудобно в житейском отношении, потому такие люди редки и на вес золота. Не удивительно, что сильные мира сего стремятся заполучить их под свое влияние. Для начала Белый Волк предлагает герою работу в исламской Академии, что выглядит более чем соблазнительно, особенно учитывая то, о чем пишет Искандеру мать: от Крыма такому прямому и не готовому мириться с несправедливостью человеку, как он, лучше теперь держаться подальше.

Потом созвездие предлагаемых соблазнов становится еще более ярким. Прекрасная душой и телом Джамиля особенно сияет в нем. И нельзя ведь сказать, чтобы в обмен на все это Ак Буре напрямую вел речь о службе злу. Его подход гораздо тоньше: «Придет время, и у вас появится возможность проявить себя и сделать много хорошего, - говорит он Искандеру, предлагая высокую должность. - Но не всякому, кто хочет принести пользу, удается это. Для этого тоже необходимо иметь ресурс, возможности, в том числе и административные. а у вас они будут. Делать же что-то сейчас в России — значит, либо загреметь в тюрьму или на тот свет, либо ссучиться и стать подлецом».

Ну и почему бы не польститься на административные возможности? Под таким-то соусом! Но Искандер чувствует: прими он власть из волчьих рук-лап Ак Буре - и окажется в пропасти. В понимании того, почему это так - зерно романа, его главная линия. Зло редко приходит напрямую, оно идет сложными путями. Под силу ли простоте и прямоте его победить? Или только им это и под силу?

Ожидание, что ответит Искандер - главная интрига романа. И он не обманывает ожиданий, этот простак, расположения которого безуспешно пытаются добиться сильные мира сего. Он отвечает с трагической беспощадностью к самому себе - и выигрывает не жизненные блага, но финальный катарсис.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter