Posted 1 марта 2015,, 21:00

Published 1 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:47

Updated 8 марта, 03:47

В мирные дни

В мирные дни

1 марта 2015, 21:00
В Музее Академии художеств открыта выставка «После войны», объединившая произведения молодых художников, творческое становление которых проходило в стенах Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в послевоенные годы. В экспозиции представлены дипломные и учебные работы, благодаря чему он

К чести организаторов, выставка не становится формальным показом хронологически отобранных работ, в ее задачу входит воссоздание атмосферы очерченного периода, материализация оптимизма и восторженности, что бурлили в сердцах начинающих творцов, витали в воздухе отстраивающихся после военного лихолетья сел и городов. Двусветные (с высотой потолков в два этажа) музейные залы впервые за свою 250-летнюю историю обрели новый объем: их пространство намеренно сужено, что позволяет подчеркнуть неприхотливость и безыскусность послевоенного быта. Однако кое-где из прорезей-окошек импровизированных стен «проглядывают» скульптурные изображения времен античности и Возрождения, символично оттеняя экспозицию, они словно напоминают о вечности, красоте и совершенстве.

Героическое прошлое и властно вторгающееся в жизненные реалии настоящее – две основные, дополняющие друг друга тематические линии дипломных работ. К первой относится диплом мэтра советской монументальной живописи Андрея Мыльникова «Клятва балтийцев» (1946) и масштабное полотно «И. В. Сталин в ставке Верховного Главнокомандующего» (1949), за исполнение которого квалификация «художник живописи» была присвоена будущему народному художнику РФ Валерию Пименову. Рисунок «И. В. Сталин, С.М.Киров и К. Е. Ворошилов на корабле Северного флота» создан в 1951 году в мастерской Алексея Пахомова блестящим впоследствии графиком Владимиром Ветрогонским, прошедшим в годы Великой Отечественной войны от Волховского и Ленинградского фронтов до Германии.

К слову, военная тема редко встречается на картинах художников, имеющих военную биографию, а мир, спокойствие и тишина присутствуют в их работах осязаемее, острее. Участник боев на Волховском и 2-м Белорусском фронтах, а также освободительных операций в Польше и Прибалтике Ростислав Вовкушевский учился в мастерской Виктора Орешникова и окончил ЛИЖСА имени Репина в 1949 году. Его дипломные «Альпинисты» со сверкающей голубизной небесного свода, кажущегося нескончаемым и за пределами холста, с неподдельным упоением воспевают мирное небо и созидательный труд.

Умиротворение и тихая радость струится с полотна Марии Рудницкой «Материнство» (1949) – одного из самых светлых «пятен» экспозиции, зримого воплощения нарождающейся в человеческой душе надежды на счастье; ярким потоком «выплескивается» в выставочный зал, выполненная в сочных красках «Песня» (1955) Петра Кипарисова…

"