Posted 1 марта 2007,, 21:00

Published 1 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Стрельба глазами

Стрельба глазами

1 марта 2007, 21:00
В четверг стартовала Московская биеннале современного искусства, и в ближайшие дни будут открыты ее основные проекты. Однако некоторые шумные вернисажи уже прошли – столица увидела китчевые фотокартины культового парижского дуэта «Пьер и Жиль» и оценила собрание венского Музея Фрейда. Наконец, за день до биеннале начал

Есть большое подозрение, что главным героем международного смотра в Москве окажется человек с видеокамерой. Уж точно не с кистью. Количество и значимость проектов, где задействованы компьютеры, видео- и кинопроекции и еще масса хитроумных технологий, сильно превосходят число привычных картин в рамах. По меньше мере трое из приглашенных «звезд» работают с цифровым материалом. Знаменитая швейцарская видеохудожница Пипилотти Рист, чей вернисаж с нетерпением ожидается в Музее архитектуры, создала подводные образы любви на грани сна и яви. Режиссер и художник Мэтью Барни, взявший в соавторы свою супругу, певицу Бьорк, представит последние новаторские киноработы в Доме литераторов. Позднее ожидается открытие выставки прославленного драматического режиссера и сценографа Роберта Уилсона, который сделал целую серию портретов (в том числе и знаменитостей) в цифровой технике. Наконец, один из главных проектов биеннале в ЦУМе – это показ достижений американского видеоарта XXI столетия.

Именно в этот ряд вписывается фестиваль ArtDigital. Как и у предыдущих смотров «медиа-искусства», у нынешнего фестиваля имеется своя замысловатая тема – российским художникам предложено подумать над тем, что такое «Пограничное состояние». И дабы не сдерживать их полет воображения, тема трактуется очень широко: где грань, что отделяет реальность от виртуальности? Где граница нормальности и психического отклонения? Какие ощущения рождают границы любого рода, будь это маркеры государственных или сугубо личных территорий?

Как водится в такого рода «сочинениях на тему», участники выбрали одну из двух обкатанных стратегий. Первая группа честно и прямо ответила на поставленные вопросы. Остроумный видеоперфоманс Ильи Пузенкова «Близость и расстояние» описывает пограничную ситуацию людских контактов: каждый из нас ищет теплоты отношений и близости. Но попробуйте на улице подойти к человеку достаточно близко – он немедленно и чисто инстинктивно отодвинется. Так и поступали агенты Пузенкова. Они приближались к прохожим на «критическое» расстояние, за которым следовали подозрительные взгляды и отстранение прохожих (жаль, что перфоманс записан где-то на Западе, в Москве реакция на пересечение личных границ могла быть самой непредсказуемой).

Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин в прямом смысле слова помещали зрителей по ту сторону экрана: каждый, кто подходил к их инсталляции «Телезритель», видел собственное лицо в телевизоре рядом со сводкой новостей. Продолжением телеразвлечений явилось видео Антона Литвина: одно движение глаз девушки на экране вызывало рядом с ней сцены военных действий. Стрельба глазами носила название Far War и говорила о виртуализации военных конфликтов.

Другая и самая многочисленная группа участников резонно решила, что любой жест художника рождает нечто пограничное и неопределенное. По мысли Станислава Шурипы, именно виртуальное сегодня заменяет духовное (его инсталляция «О духовном в искусстве»). Семен Файбисович написал картины «Ночного Разгуляя» (уголков Москвы) маслом, однако писал их с размытых изображений, полученных при съемке мобильным телефоном. Игра, что называется, изысканная, но результат вышел слишком уж салонный со всеми сопутствующими красивостями.

Если же говорить о салоне, то в этом плане гвоздем выставки оказался проект Василия Церетели (внука Зураба), все более дрейфующего к созданию аттракционов для «продвинутой публики». В этот раз он выкатил белый рояль, усадил за него пианистку и поставил рядом компьютер, на котором каждый желающий мог создать изображение позирующей модели. Так под звуки рояля происходило «Возвращение к истокам». В общем, в худшколу через ноутбук.

Фестиваль ArtDigital, конечно, можно обвинить в размытости жанров (стоит ли смешивать видеоарт с экспериментами системщиков – большой вопрос) и «аттракционности». Но у него есть по меньшей мере два достоинства, которые ставят его выше очень многих проектов биеннале. Во-первых, наши мастера еще только осваивают цифровые технологии, и любая поддержка в этом деле дорогого стоит. Во-вторых, ArtDigital, кроме маститых, собирает и выводит на сцену не слишком раскрученных художников (в этом году особого внимания достойны видеопроекция «Io» Маши Ша и рисунки Елены Немковой). Так и получается, что виртуальность – та самая область, где создается реальность завтрашнего дня.

"