Posted 1 марта 2007,, 21:00

Published 1 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Конвейер грез

Конвейер грез

1 марта 2007, 21:00
По данным «НИ», до 60% бюджета картин сегодня уходят исключительно на то, чтобы убедить зрителя пойти в кинотеатр. В наши дни успех фильма зачастую стал зависеть исключительно от грамотной рекламной кампании, проведенной перед премьерой. Профессиональные пиарщики натренировались раскручивать, преподносить и выдавать за

Профессионалы уверяют, что в «рекламном кинобуме» нет ничего страшного. Дело в том, что фильмы принято делить на «фестивальные» (для умных), которые не попадают в широкий прокат, и «коммерческие» (для всех), которые созданы для того, чтобы приносить деньги. Поэтому со всеми коммерческими картинами продюсеры работают, как с любым другим продуктом, который необходимо быстро продать, пока он не потерял свой товарный вид.

В России возможность зарабатывать на кино появилась сравнительно недавно, и последние несколько лет наши продюсеры стараются наверстать упущенное, во всем копируя своих западных коллег. Они уже привыкли называть кино товаром без определенных потребительских качеств, спрос на который невозможно просчитать, потому что он зависит от настроения покупателя, то есть зрителей. Также они ни на секунду не забывают о том, что чем активней товар будет мозолить людям глаза, тем больше на него найдется покупателей. Именно поэтому российские города плотно, в несколько слоев, обклеены плакатами грядущих премьер, а из телевизора бесконечным потоком сыплются нарезки лучших кадров будущих блокбастеров. Их цель – заманить зрителя в кинотеатр любой ценой. Дистрибьюторы тратят на раскрутку суммы, как минимум равные производственному бюджету картины. По такой схеме был высчитан общий бюджет практически всех последних российских картин. Так, на фильм Резо Гигинеишвили «Жара» ушло всего около 1,65 млн. долларов, а на продвижение – порядка 2,5 млн. Правда, фильм, больше похожий на клип и рассчитанный на тинейджеров, раскритиковали все, кроме самой молодежи. Но то уже не имеет значения – «Жара» окупилась в первые же две недели проката, и как удачный бизнес-проект его оценили даже вредные критики. Бюджет другого молодежного фильма «Питер FM» Оксаны Бычковой был несколько скромнее – 1,1 млн. долларов, а затраты на рекламу – 1,7 млн. Были мнения, что фильм слишком «сопливый» и банальный, но сборы от проката, которые перекрыли все расходы и принесли прибыль, говорят о том, что кино пользовалось спросом.

Как признался «НИ» продюсер Ренат Давлетьяров, в его новой картине рекламный бюджет на 25% превышает производственный. По абсолютной величине рекламных денег пока нет равных фильму Николая Лебедева «Волкодав». На создание самой картины было потрачено 10 млн. долларов, а на рекламу – 9,65 млн. За две недели до старта картины в широком прокате 30-секундные рекламные ролики на ведущих телеканалах демонстрировались по 26(!) раз в день. Кроме того, были привлечены радиостанции, печатные СМИ, а в Интернете была запущена тематическая игра. И неважно, что зрители, придя в кинотеатр, увидели нечто, напоминающее «Властелина колец». Главное, что залы не были пустыми. По заверениям кампании, занимавшейся раскруткой фильма, такого мощного пиара в России еще не было – скромней раскручивались даже оба «Дозора».

Вслед за «Волкодавом» нас попытались ошеломить фильмом «Слуга государев». Как и положено, за две недели до премьеры реклама стала активно рассказывать, что в производство фильма вложено 10 млн. долларов и что все эти деньги ушли на то, чтобы воссоздать с исторической подлинностью Францию времен правления Людовика XIV и Россию при Петре I. В итоге зрители на протяжении всего фильма мучались вопросом, когда же появится тот самый корсет, который расшивали вручную два месяца, где тот самый дворец, который специально строили. Единственное, что удалось разглядеть, так это русскую деревню из одного дома и двух сараев, и крестьянских детей (почему-то в париках). Но опять же, это все мелочи, главное, что зритель купил билет и сделал кассу. Кстати, дистрибьюторы этой картины заявили «НИ», что рекламный бюджет фильма не подлежит разглашению.

Оригинальной рекламой пиарщики могут запросто одурачить потенциального зрителя.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

С претензией на дорогое кино сейчас приступил к работе и Федор Бондарчук. В его новый фильм «Необитаемый остров» продюсеры обещают вложить 25 млн. долларов, из которых 10 уйдут на продвижение фильма в массы. На какие рекламные уловки они будут потрачены, мы скоро увидим, но уже сейчас пиарщики воспользовались одной из них – а именно раструбили о картине как о самой дорогой, которая когда-либо снималась в России. Конечно, после таких громких слов некоторые впечатлительные киноманы не смогут спокойно усидеть дома.

То, что сейчас реклама фильмов на шаг, а то и на два опережает картины по качеству, признают и сами продюсеры. Многие из них в кулуарных разговорах готовы «раскаяться» в том, что сегодня действительно получается так, что зритель оказывается обманутым и все чаще видит в кинотеатрах совсем не то кино, на которое его зазывала реклама. И такой перекос, по мнению продюсеров, будет до тех пор, пока силы киноиндустрии не сравняются с мощностями индустрии рекламы. А пока зрителю самому приходится отфильтровывать рекламу и решать, на какой фильм стоит идти, а на какой нет. Что же касается пиарщиков и продюсеров, то они советуют воспринимать рекламу не как приманку, а лишь как информацию, и больше доверять «сарафанному радио».

КОММЕНТАРИИ

Игорь ТОЛСТУНОВ, продюсер фильмов «Водитель для Веры», «Питер FM» и др.:
– А что плохого в рекламе? Понимаете, ведь если рекламы не будет, вы вообще не придете в кинотеатр. Реклама кидает вам информацию о фильме, помимо того, что настойчиво предлагает пойти его посмотреть. И уверяю вас, очень сложно отпиарить слабую картину. Поэтому практически не бывает такой ситуации, что у плохого фильма, но с хорошей рекламной кампанией высокие сборы. Это верно только для первого уикенда, а дальше все может быть очень печально. И я не согласен, что реклама обманывает зрителя. Это как с рекламой колбасы. Вам же не подсовывают испорченный товар, просто она вам пришлась не по вкусу, а кому-то понравилась.

Ренат ДАВЛЕТЬЯРОВ, продюсер фильмов «180 см и выше», «Любовь-морковь» и др.:
– Я согласен, что часто реклама выглядит ярче самого фильма. И получается, что рекламируют одно, а приходишь смотреть совершенно другое. Но этому явлению есть объяснение. Дело в том, что индустрия кино отстала в развитии от индустрии рекламы. В России рекламу начали снимать в конце 80-х годов. Я лично, будучи молодым специалистом, был причастен к съемкам первых рекламных роликов, и могу сказать, что они были ужасно сняты, в них полностью отсутствовала культура рекламы. Но так как телевидение поднялось гораздо раньше, чем кино, то соответственно в своей среде оно сумело взрастить, воспитать рекламщиков, креативщиков, и они сегодня работают очень качественно. А киноиндустрия после десятилетнего простоя только начинает вставать на ноги, поэтому и не успевает за рекламой. И, поверьте, проблема не в том, что в кино работают непрофессионалы, которые плохо снимают, это проблема целой индустрии.

"