Posted 1 марта 2006,, 21:00

Published 1 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Рэп, комиксы и галлюцинации

Рэп, комиксы и галлюцинации

1 марта 2006, 21:00
Во вторник в Центральном доме литераторов состоялся творческий вечер писательницы Людмилы Петрушевской. Он открыл цикл из пяти выступлений, на которых она читает свои новые стихи, сказки и представляет новые жанры. На первом вечере цикла слушателям показали... комиксы Петрушевской, на следующих можно будет ознакомиться

В ожидании героини немногочисленные слушатели никак не могли усесться, потому что на стене были развешены произведения Петрушевской. Произведения совсем не литературные и более того, слишком далекие от высокого искусства: комиксы. Конечно, это не привычные детские комиксы про утят и суперменов, писательница вообще не делает ничего привычного. Комиксы очень странные и вполне в духе ее творчества: пожелтевшие листы на стене, на них сумбурно нарисованы действующие лица (действия происходят в семье) и их реплики. Листы комиксов – как фрагменты из жизни одной семьи, а сюжеты и тексты – смесь абсурда с бытовухой и жесткой сатирой по отношению к повседневности. Нарисовано все это, надо заметить, замечательно и, по признанию автора, с первого раза – без черновиков и карандашей. Свои упражнения в этой области Петрушевская назвала «пограничными». Таким термином она обозначила искусство «не профессиональное, но и не наивное».

Впрочем, комиксы лишь фон, на котором проходят «Пять вечеров». Вечера задуманы как представление новых произведений Петрушевской, и первая встреча началась с «Пограничных сказок». Поклонники знают, что это уже не первый «сказочный» цикл автора: до него были «Дикие животные сказки», «Пуськи Бятые» и другие. Новые сказки показались некоторым образом «галлюциногенными», и зрители сначала принимали их сдержанным интеллигентским хихиканьем, зато потом уже не стеснялись смеяться и хлопать: в сказках рождаются котята, а «топить в ведре, как всегда, лень», дедушка Сережа Шварц глядит на Анну Каренину, а та хрустит кошачьим кормом.

Пока писательница с упоением озвучивала сказки и «Парадоски», корреспондент «НИ» открыла для себя феномен Петрушевской читающей. Слушать Людмилу Стефановну – совсем не то же самое, что читать. Это вызывает совершенно особенные эмоции и вообще является отдельным культурным событием. Слушая автора, уже не расставишь акценты так, как тебе хочется: тут все интонации и нюансы получаешь из первых рук. Но это относится далеко не ко всем писателям и поэтам. Петрушевская читает не завораживающе, нет. Она читает убедительно и даже немножко строго, отчего у произведений появляется «хармсовский» привкус. Возможно, слушать ее даже полезнее и легче, чем читать.

В перерыве слушатели пытались... включить телевизор. Зрителям после комиксов и сказок предоставили возможность посмотреть мультфильмы, созданные Людмилой Стефановной –еще один новый жанр, который представляется в цикле творческих вечеров. Дамы качали головами, мужчины глубокомысленно поглаживали бороды и прочие волосы, но телевизор так и не заработал. Остается надеяться, что на следующей встрече все будет в порядке, потому что мультики от Петрушевской не могут быть неинтересными по определению.

Ко второму отделению публики заметно поубавилось, зато зрители окончательно раскрепостились, смеялись и вздыхали в голос (то, что пишет Петрушевская, хоть и смешно, а все равно грустно) и аплодисментами показывали, что понравилось, а что не очень. Бурные овации вызвал рэп в исполнении писательницы. Как истинный экспериментатор, она обратилась и к этому молодежному стилю. Как любой рэп, начался он довольно тоскливо, но закончился «гетеро-гомо-зоо-педофилией». Петрушевская зажигала у микрофона, пританцовывала и читала текст почти как заправский негр.



СПРАВКА

Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ – известный прозаик и драматург. Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье профессора МГУ. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы, в 1972 году работала редактором на Центральной студии телевидения. Первые два рассказа опубликованы в 1972 году в журнале «Аврора». С середины 1970-х годов выступает и как драматург. В 1977 году пьеса Петрушевской «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком. В 1979 году ее одноактная пьеса «Любовь» (написана в 1974 году) появилась в журнале «Театр» и в сезоне 1981/82 года была включена Юрием Любимовым в спектакль Театра на Таганке, состоявший из трех коротких пьес. В 1983 году Марк Захаров поставил в «Ленкоме» спектакль «Три девушки в голубом». Пьеса Петрушевской «Квартира Коломбины», поставленная в театре «Современник» в 1985 году, принесла автору всеобщее признание. Первый сборник прозы «Бессмертная любовь» был опубликован в 1987 году. В 1991 году Людмила Петрушевская была удостоена немецкой премии имени Пушкина (Гамбург). В 1996 году выпущено ее пятитомное собрание сочинений.

"