Рус
Eng

Зацелованный богом и партией: в кино Калашников выглядит как пропагандистская икона

Зацелованный богом и партией: в кино Калашников выглядит как пропагандистская икона
Зацелованный богом и партией: в кино Калашников выглядит как пропагандистская икона
2 февраля, 13:54Культура
Создатели кино о легендарном оружейном конструкторе сознательно «забыли» обо всех сомнительных фактах биографии своего героя.

Популярный в ЖЖ специалист по оружию Вячеслав Кондратьев поделился в своей публикации впечатлениями от фильма об изобретателе легендарного автомата АКМ Михаиле Калашникове.

Автор прежде всего обратил внимание на саму загадочность этой личности, которой принадлежит одно-единственное изобретение, и при этом достоверно неизвестны ни дата его рождения (1917 или 1919), ни образование (или 4, или 7, или 9 классов), ни первого места работы (или же он был, как это показано в фильме, простым рабочим паровозного депо, или же - техническим секретарем политотдела (!) Туркестано-Сибирской железной дороги)...

Все эти загадки, тянут за собой новые, а в итоге создают такой затейливый «винегрет», что разобраться в нем невозможно. Правда в фильме и не разбирались, а взяв каноническую биографию, все спорные моменты отринули.

И получилось, что малограмотный крестьянский самородок, не разбирающийся в чертежах, не изучавший никаких технических дисциплин, а благодаря гениальному наитию придумал оружие, которое посрамило всех дипломированных профессионалов-оружейников.

Калашников на параде, устроенном его честь главным маршалом артиллерии Вороновым.

Даже сам Василий Дегтярев, создатель пулеметов ДП и ДШК, пистолета-пулемета ППД, противотанкового ружья ПТРД и многих других, что позволяло ему считаться главным оружейником СССР, чуть не разрыдался от лютой зависти, когда увидел опытный экземпляр АКМ, и сразу же снял «от позора» с конкурса свой собственный автомат.

Оно и понятно, ведь Калашникова, как сказал один из персонажей фильма, «Господь Бог поцеловал в макушку» (попробовал бы он так сказать в сталинские времена!). Правда, больше Бог Калашникова не целовал, поскольку все остальные «творения» крестьянского паренька даже отдаленно не знавшего ни физики, ни сопромата, были простыми вариациями на тему первого - АК-47.

Немудрено поэтому, что фильм совершенно обошел тему соавторов Калашникова, а ведь сначала название АК-47 выглядело как АКЗ – «Автомат Калашникова-Зайцева», так как в его создании активно участвовал конструктор А.А. Зайцев, он хотя бы механический техникум закончил. А еще инженер В.И. Соловьев, сделавший математические расчеты. Но все лавры достались единственному «поцелованному богом в макушку» Михаилу Калашникову.

Более того, о щекотливой ситуации, когда на Ижевском оружейном заводе на этапе доводки и внедрения АКМ в серийное производство, присутствовала большая группа немецких конструкторов-оружейников (и знаменитый Хуго Шмайсер в их числе), которых фактически насильно в 1946 году вывезли в СССР, в фильме вообще ничего не сказано. А ведь этот факт делает степень их участия или в разработке, или в доводке АК-47 крайне загадочной, если не решающей.

То есть кинорежиссеры ради создания иконописного лика своего героя, отмели все, что может помешать этой задаче. Зато показали трогательную историю любви Калашникова к чертежнице, приставленной персонально к нему, так как он ничего в чертежах не смыслил: ей он предлагает руку и сердце, совершенно позабыв, что в Казахстане оставил жену и сына - о них тоже ни слова в этом фильме. И так далее, и тому подобное.

Лямур-тужур. А в Казахстане ждет жена...

Все это вместе взятое не имеет никакого отношения ни к истории, ни к кино, а является псевдоисторической агиткой, сработанной по ржавым советским лекалам. Только руководящую роль партии заменили на божьи поцелуи...

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter