Posted 1 февраля 2016,, 21:00

Published 1 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Концерт без заявок

Концерт без заявок

1 февраля 2016, 21:00
28 января в Госдуме прошел круглый стол, посвященный «закону о концертах» – так называют законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ», который, по задумке, должен будет навести порядок в индустрии шоу-бизнеса. Против этого проекта, согласно которому все иг

Круглый стол, посвященный «закону о концертах», был проведен по предложению депутатов партии «Справедливая Россия» Олега Нилова и Елены Драпеко после того, как львиная доля представителей отрасли шоу-бизнеса выступила против принятия законопроекта №942424?6 «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ».

Предложение такого законопроекта обусловлено намерениями урегулировать сферу концертной деятельности в РФ.

Один из инициаторов принятия закона, музыкальный продюсер и один из учредителей СРО «Союзконцерт» Андрей Матвеев считает, что это нововведение поможет поддерживать связь между правительством и рынком в отрасли культуры.

Согласно закону, на площадке более 400 кв. м мероприятия смогут устраивать только предприниматели, принятые в «саморегулируемую организацию» (СРО), насчитывающую не менее 50 платежеспособных членов, которые в свою очередь должны будут ежегодно выплачивать членский взнос в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей. Размер членского взноса устанавливается самой СРО и не зависит от типа и масштаба проводимого мероприятия.

Введение СРО подразумевает возрастание ответственности организатора перед зрителем и организатора перед своими коллегами по цеху, так как размер взносов для всех членов одной СРО одинаковый. Собственно, причинами, по которым регулирование этой сферы сочли необходимым, стали постоянные отмены концертов и обман зрителей. Если закон о СРО будет принят, то всех организаторов концертов (которые в настоящее время вообще не существуют для обычных зрителей, и никто не знает, сколько их на самом деле, какая у них репутация и так далее) можно будет найти в государственном реестре. А смысл самих СРО в том, что членство в них наделяет организаторов ответственностью друг перед другом и, естественно, перед зрителем. То есть, к примеру, если у одного из членов определенной СРО «провалился» концерт, то ответственной за это становится вся СРО (каждый организатор имеет право выбрать, в какую СРО ему вступить). Таким образом, члены одной СРО находятся в круговой поруке, и участие в организации сдерживает их от завышенных рисков.

Проблема в том, что такая картина работы нового закона (если он будет принят) выглядит слишком идеально. Без труда можно вспомнить случаи, когда организаторов нельзя было считать ответственными за провал их концертов. К примеру, летом прошлого года с фестиваля ParkLive «православные активисты» со свистом выгнали музыканта Мэрилина Мэнсона. Разумеется, денег зрителям не вернули (т.к. это был фестиваль, на котором ряд групп уже успели выступить, и услуга считалась оказанной), к тому же гонорар артисту уже был выплачен. И, разумеется, организатор этого «православного погрома» не был наказан, потому что наши правоохранительные органы в этом не заинтересованы.

Никто не возмещает создателю фестиваля KUBANA Илье Островскому ежегодные громкие отмены на этом фестивале, без сомнений связанные с политическим климатом в стране.

По такой логике, соседство одних промоутеров, которые занимаются «мирными» эстрадными концертами, с теми, кто привозит в Россию «скандальных» звезд (а «скандальным» у нас в любой момент может оказаться кто угодно), попросту невыгодно.

Тем не менее в перспективе СРО обещает разобраться и с этой проблемой.

Благодаря письму Бориса Гребенщикова о законопроекте узнала широкая общественность.
Фото: 16TONES.RU

«Одной из задач СРО мы видим выяснение причин волны отмен концертов, которую мы наблюдали в прошлом году», – говорит Андрей Матвеев Борису Барабанову, музыкальному обозревателю и независимому члену правления «Союзконцерта». «Была такая достаточно нервная ситуация вокруг Андрея Макаревича и Дианы Арбениной. Якобы концерты отменяли по политическим причинам. В некоторых регионах концерты отменяются даже сейчас, когда она уже спела на Красной площади песню «Чистые пруды». Мы уже сейчас, в самом начале работы, можем задать вопрос местным органам власти о том, почему так происходит. В Москве нам говорят, что это совершенно неуместная инициатива «на местах». Я уверен, что эти концерты будут возвращаться. Точно так же мы можем принять участие в решении проблем с тем или иным фестивалем. В случае с фестивалем KUBANA СРО могла бы задать вопрос: что не так? Почему отменяют фестиваль, который долго готовили, и ничто, как говорится, не предвещало? СРО – это в том числе и мост между рынком и властью».

Беда в том, что все законы, которые обязаны регулировать и безопасность зрителей, и ее права в случае отмены концертов, уже есть (это, например,

ФЗ «О пожарной безопасности», закон о защите прав потребителей и так далее), и они, судя по горькому опыту, не работают. Потому и разговоры о том, что сейчас появятся СРО и все урегулируют, выглядят неубедительно.

Одним из главных борцов против принятия «закона о концертах» стала директор поэта и актрисы Веры Полозковой Елена Грачева. «Как артист будет защищен от невыполнения обязательств организаторами (представителями СРО)? Ранее от членов СРО звучал ответ, что должен быть договор, по которому можно пойти в суд. Но ведь и сейчас можно сделать ровно это же. Также существует масса актов и федеральных законов, уже и без того нормально регулирующих этот рынок. И никакое СРО не защитит от ситуации с идиотами-организаторами, потому что и сейчас, если вдруг организатор всех кинул и исчез, то потом он не появится. А спорные ситуации, заплатит ли за такого мошенника СРО, тоже будут. Они есть и сейчас – между региональными промоутерами и нынешними членами СРО», – говорит г-жа Грачева.

Законопроект вызвал волну бурного недовольства и среди исполнителей, которые заявили о его «сырости» и выразили недовольство по причине игнорирования их интересов.

Борис Гребенщиков на своем Facebook выложил открытое письмо, в котором говорится о том, что законопроект даже не учитывает интересов организаторов, для которых концертная деятельность является побочной, т.е. мероприятия организовываются менее трех раз в год. «Представьте себе небольшой город, где единственный зал – местный Дом культуры. Билеты на концерт молодого исполнителя там стоят всего две-три сотни рублей», – пишет Гребенщиков. При таких условиях даже минимальная сумма членского взноса может оказаться неподъемной для организатора. Также не учитываются молодежные и студенческие фестивали, благотворительные мероприятия. «Создается впечатление, что группа людей, состоящая из крупных игроков концертного бизнеса, лоббирующая эту законодательную инициативу, стремится поставить этот рынок под свой контроль. Экономический закон гласит, что сокращение числа игроков на рынке неизбежно ведет к повышению цен. В условиях экономического кризиса это тем более недопустимо», – говорится в письме, под которым подписались 37 исполнителей, в том числе Константин Кинчев, Илья Лагутенко, Земфира, Юрий Шевчук, Светлана Сурганова, Андрей Макаревич. Как сказал «НИ» Алексей Кортнев, «благодаря письму, которое составили наши коллеги, слушание этого законопроекта вызвало такой широкий резонанс. Очень надеюсь, что принятие законопроекта пересмотрят и доведут его до ума».

После недавнего круглого стола к этой гвардии артистов присоединились и представители эстрады. «Надо было уже сразу отменить этот закон, если его обсуждали без согласования хотя бы с некоторыми из нас, – высказалась Алла Пугачева. – Это преступная безразличность, мы такие «крепостные», такие «животные», что как сделают, так и будет». По мнению Максима Галкина, после принятия этого закона в сфере организации концертов останется «два-три СРО», что приведет к монополии. «Надо будет спрашивать у какого-то дяденьки, можно мне организовать концерт или нельзя», – заявил Галкин. Он предложил вместо СРО ввести обязательное страхование зрителей, что позволит им вернуть средства в случае отмены мероприятий.

Отметим, что на данный момент в России зарегистрирована одна СРО – это «Союзконцерт», которую основали крупнейшие игроки индустрии шоу-бизнеса: продюсеры Иосиф Пригожин, Михаил Шурыгин, Игорь Крутой, Надежда Соловьева, Владимир Зубицкий, Андрей Матвеев, Евгений Финкельштейн, Александр Достман. Поэтому опасения монополизации рынка шоу-бизнеса имеют под собой серьезные основания.

«С одной стороны, введение СРО – это шаг к монополизации рынка, так как для тех организаторов, чей предел не превышает 300 зрителей, членский взнос в 150 тысяч может оказаться неподъемным, а также появившиеся для них ограничения, вероятно, смогут сократить концертный рынок, – рассказал «НИ» директор клуба Ray Just Arena Анатолий Сульянов. – С другой стороны, СРО поможет дисциплинировать и урегулировать действия контрагентов, в поле концертной деятельности появится некий порядок. В нестандартных случаях, с разгромами и срывами мероприятий в лице так называемых «православных активистов», надеюсь, СРО сможет кооперированно обратиться в соответствующие органы, чтобы привлечь к ответственности преступивших грань закона под прикрытием самого святого – религии».

О том, что закон может перекрыть дорогу молодым исполнителям, рассказала «НИ» концертный директор Noize MC, Найка Борзова и Cardio Beat Елена Савельева. «Этот закон артистам помощи не окажет, если артист заинтересован в своем выступлении и самостоятельной его организации, при этом имея определенный юридический статус. Его совершенно не надо заставлять саморегулироваться, ведь выступать – это призвание артиста, и делать закон, по которому он сам не может организовывать свои выступления, – это более чем странно, – считает г-жа Савельева. – Так же странно, что при подготовке законопроекта мнения артистов даже не потрудились узнать. Нам бы хотелось, чтобы в законе было расширено и уточнено ограничение по размеру площадки, ведь молодые коллективы начинают с малых выступлений, зачастую рассчитывая только «на кассу». Им эти выступления необходимы, чтобы найти свою публику. Люди ходят на концерты не к промоутерам, а к артисту, и ходят именно на концерты, а не на их организацию. Если вовремя не обсудить и не исправить все волнующие нас изменения, в России может наступить музыкальный коллапс, потому что новым исполнителям дорога к зрителям будет закрыта, и мы никогда не познакомимся с их творчеством. Большие исполнители должны заботиться о маленьких. Топ-артисты от этого закона не особо пострадают – они давно работают с большими гонорарами и проверенными промоутерами, а вот исполнители, собирающие по 200–300 человек, при принятии такого законопроекта, скорее всего, просто не смогут выступать. Не стоит скоропалительно принимать такие законы, лучше подумать и сделать все по уму».

Андрей Матвеев согласен с тем, что заставить всех организаторов выполнять одинаковые требования невозможно. «Артистов, которые не достигли среднего уровня популярности, закон касается сильно, потому что промоутеры не берут их из-за сильных рисков. Для них посторонние расходы – большая проблема. Сейчас прорабатываются правки. Эти творческие единицы должны зарегистрировать свое юридическое лицо и войти в любую другую СРО без членских взносов. Но при этом они должны соблюдать стандарты отрасли», – комментирует продюсер.

При этом главный вопрос, для чего конкретно нужно принимать закон, который по сути дублирует несколько уже существующих, остается открытым.

«Артисты – одни из самых законопослушных участников рынка, почти каждый уже зарегистрирован как ИП, и на него распространяются все риски. Поэтому непонятно, для чего организаторам нужно членство в СРО даже при нулевом платеже?», – спрашивает Елена Грачева.

После того, как все эти вопросы представители шоу-бизнеса задали публично, принятие закона «по-тихому» удалось отменить. Накануне была создана рабочая группа, в которую вошли артисты и другие представители индустрии, занимающие противоположные позиции. Второе чтение законопроекта перенесено на неопределенный срок.

"