Рус
Eng
Щедрый жертвователь

Щедрый жертвователь

2 февраля 2015, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Невской куртине Петропавловской крепости проходит выставка «Коллекция князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга», демонстрирующая эстампы и более трехсот произведений живописи и графики с видами Петербурга и его окрестностей XVIII – середины XIX века.

В 2014 году исполнилось 140 лет со дня рождения Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова – дипломата, мецената, известного петербургского коллекционера и знатока искусств. Человек разносторонних интересов и блестящего образования, Аргутинский-Долгоруков был дружен с ведущими членами художественного объединения «Мир искусства», входил в состав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, был членом совета Русского музея, хранителем отдела рисунков и гравюр Эрмитажа (1918–1919). В бытность секретарем российского посольства в Париже способствовал организации «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Владимир Николаевич явился и одним из основателей Музея Старого Петербурга (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга), передав в дар последнему чертежи ведущих петербургских архитекторов XVIII – первой половины XIX века, живопись, рисунки, акварели, гравюры и литографии с видами столицы, планы Петербурга разного времени, составившие ядро музейного собрания в первое десятилетие его существования.

Экспозиция состоит из нескольких разделов, наиболее значимый из них – архитектурная графика, заинтересовавшая Аргутинского-Долгорукова в конце 1900-х годов, что не помешало князю уже в 1911 году продемонстрировать сформированное им собрание на исторической выставке архитектуры, по завершении которой оно в полном составе было «откомандировано» в Музей Старого Петербурга и продолжало пополняться. «…Благодаря стараниям щедрого жертвователя – писал в те годы первый хранитель музея русский живописец Александр Гауш, – музей теперь обладает образцами работ наших зодчих за два века существования Петербурга». В этой части выставки представлены проекты, созданные ведущими мастерами петербургской школы, в том числе бывшего в 1719–1723 годы главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и пригородах Николо Микетти, самого яркого представителя «елизаветинского барокко» Бартоломео Растрелли, разработчика «русско-византийского стиля» храмового зодчества Константина Тона, Андреяна Захарова, Джакомо Кваренги, Андрея Воронихина.

Удивительное путешествие по улицам, проспектам и набережным старого Петербурга посетитель выставки может совершить благодаря самой знаменитой части княжеской коллекции – изображениям Петербурга и его окрестностей. Умиротворением и спокойствием пронизан холст Михаила Сажина «Пристань у Академии художеств в лунную ночь» (конец 1830-х – 1840-е годы); непривычно свободное пространство с редкими прохожими и повозками «обрамляет» Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка на полотне Андрея Раковича (1835)… Поражает воображение вид Петербурга с окрестностями начала 1890-х годов с высоты птичьего полета и Эрмитажный театр образца 1810-х годов; Елагин Дворец до его перестройки в 1817–1818 годах и не сохранившиеся до наших дней или утратившие свой первоначальный образ постройки в Павловке.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter