Posted 1 февраля 2012,, 20:00

Published 1 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

Реанимированный мир

Реанимированный мир

1 февраля 2012, 20:00
Через разнообразную программу фестиваля, подготовленную сотрудниками Госфильмофонда, цветной нитью проходит отечественная анимация, которой в этом году исполняется 100 лет.

Когда произносятся слова «старое кино», перед глазами возникает экран, на котором сквозь сухой эпилептический дождь царапин просматриваются смутные тени прошлого. Восстановленная копия, сияющая первозданной красотой, чем-то напоминает портрет Дориана Грея, вернувшийся в исходное состояние. Но это так, между прочим – старое кино на то и старое кино, чтобы вызывать незапланированные ассоциации. Смотришь, например, детские сказки «Волк и семеро козлят» и «Лиса и волк», потом читаешь финальные титры с 1937-м годом выпуска, и вдруг становится не по себе от того, что веселое пожирание козлят каким-то образом соотносится с параллельным сталинским людоедством за пределами экрана.

Есть, впрочем, и более прямые соответствия. К столетию гибели «Титаника» на божий свет извлекается немецкий «Титаник» 1943 года, снятый по заказу министерства пропаганды Третьего рейха с целью обличить англо-американских владельцев судна и пароходной компании, которые в фильме представлены золотопоклонниками, властолюбцами. А также показывается бескорыстие немецкого морского офицера, сначала предостерегающего корабельное начальство, а потом героически спасающего пассажиров. Но через 70 лет впечатляет не это, а породистость и стать немецких актеров того времени, а также то, что после некоторой правки диалогов и смены фамилий героев мог бы получиться вполне актуальный и современный фильм. Чего не скажешь о советских пропагандистских фильмах 1940-х годов, которые столь же уничижительно показывают англо-американцев, но реанимации не подлежат – как и сходная с ними по гнусности недавняя антиамериканская агитка Юрия Грымова «Чужие».

А вот более сложный случай – «Миссия в Москву» Майкла Кертиса, создателя великой «Касабланки», рассказывающая о посланнике Рузвельта, пытавшемся предотвратить Вторую мировую войну. Американцы добросовестно исполнили союзнический долг – с симпатией изобразили своих временных партнеров, включая «президента» Калинина, наркоминдел Литвинова и самого «дядюшку Джо», то есть Сталина, и даже попробовали изобразить на экране судебный процесс над «врагами народа», на котором были приговорены к казни Тухачевский, Радек, Крестинский, Бухарин и другие военные и партийные советские деятели. Поразительное зрелище, сквозь которое явственно проступает внутренняя коллизия создателей картины. Долг диктует им продемонстрировать справедливость суда, а нравственное чувство нашептывает, что на смерть обрекают невиновных – и предпринятая ими инсценировка того, что тоже было инсценировкой, выдает сама себя.

Вторую мировую войну снимали едва ли не все воюющие страны, каждая со своей стороны. Наименее пафосна и наиболее человечна, пожалуй, английская хроника – в ней больше внимания к отдельным лицам, чем к массе, больше кадров, снятых в ходе боя, среди бегущих в атаку и падающих солдат. Такова «Победа в пустыне» Роя Боултинга и Дэвида Макдональда (1943) о разгроме немецких войск в Африке. Полтысячи уничтоженных фашистских танков и тысяча самолетов – относительно небольшой, но заметный вклад в общую победу, облегчивший нашей армии борьбу на Восточном фронте.

Другой сюжет времен Второй мировой – судьба военнопленных. Один из запоминающихся фильмов на эту тему – «С Рождеством, мистер Лоуренс!» Нагисы Осимы (1983) с Дэвидом Боуи, Такеши Китано и Томом Конти. Противостояние охранников и заключенных, британского духа и самурайского кодекса чести (который Сталин хотел бы навязать нашим солдатам, чтобы они предпочитали смерть плену). Иррациональные отношения, уважение к противнику, перемешанное с садизмом – словом, Осима не был бы Осимой, если бы не нашпиговал свою картину сценами, переворачивающими штампованные кинопредставления о том, как складывается и из чего состоит лагерная жизнь. Причем самый шоковый эпизод отражен в названии – эти слова произносит японский сержант в исполнении Такеши, попросивший бывшего «подопечного», которого он избивал до полусмерти, навестить его в тюрьме перед казнью.

"